Выборный и предвыборный период Армении почти совпадает с двойным выборным периодом России: в декабре 2011 года в России состоятся выборы в Госдуму, а в марте 2012 года в России пройдут президентские выборы. Другими словами, представляется очевидным, что Россия будет занята своими выборными заботами, когда в Армении будет жаркий предвыборный период. Может ли это помешать элите России, чтобы уделить достаточно внимания предвыборным процессам Армении? Конечно, может! Тем более, если учесть тот факт, что происходящее в России будет отнюдь не простым выборным процессом, а довольно серьезной борьбой за власть.
В 2008-ом году также предвыборный период в России совпал с предвыборными процессами в Армении, однако, в 2008 году в России была совершенно иная ситуация, совершенно иные выборы. В 2008-ом в России выборы проводил Владимир Путин, который назначил президентом РФ Дмитрия Медведева, а сам стал премьер-министром. В аналогичной логике проходили также выборы в Госдуму 2007 г., где побелила партия «Единая Россия», лидером которой позже должен был стать Путин. То есть, в 2008 году в РФ борьбы за власть как таковой не было, и выборы имели формальный характер, что могло позволить российской элите полноценно заниматься предвыборными процессами в Армении, являющейся для России важной опорой на Кавказе. И не случайно, что позже президент Серж Саргсян поехал в Москву и поблагодарил Путина за то, что тот поддержал его.
Будет ли иметь Серж Саргсян повод выразить благодарность Медведеву или Путину за предстоящий выборный этап? Кроме того, интересно, если да, то кому же выразит эту благодарность, то есть, кто же станет реальной властью России: в 2008 году это, несомненно, был Путин, а кто же будет в 2012 году? Но, пожалуй, ясно, что Россия уже не может уделить достаточного внимания Армении, как прежде, поскольку в настоящее время Путин и Медведев борются за власть РФ. Сказать, что для них это игра, пожалуй, будет наивностью, так как эта игра имела бы смысл, если, скажем, в России была бы сильная и весомая оппозиция. В то время, как в России такой оппозиции нет, а подобные игры против Запада также вряд ли пройдут.
Таким образом, кажется, очевидно, что в текущем предвыборном этапе Армении Россия все больше будет занята своими собственными проблемами. И, пожалуй, именно этим обусловлена значительная активность Запада во внутриполитической сфере Армении. Она весьма очевидна в последние два-три месяца, и, судя по процессу, еще больше активизируется. Стоить вспомнить знаменитое выступление посла США Мари Йованович в Ереванском государственном университете, потом доклад Госдепартамента США по Армении, после – участившиеся визиты различных делегаций европейских структур в Армению, позднее – заявление Евросоюза о процессе в Армении и доклад по Армении Верховного комиссара Совета Европы по правам человека, после этого всего – встречи послов стран Евросоюза с Армянским национальным конгрессом, с партией «Дашнакцутюн».
Вполне возможно, что Запад, рассчитав вероятность возможной и растущей занятости России, считает текущий выборный этап удобным поводом для осуществления активных процессов в Армении и значительной разрядки страны по части избавления от российского влияния. Это может предполагать серьезные политические трансформации, которые утвердятся парламентскими выборами, извещая о процессе деколонизации Армении. Это в глубоком смысле, ибо на поверхности – в плане предметных проявлений для широких кругов общественности – этот процесс может и не визуализироваться непосредственно и оперативно, и даже может напомнить повторение истории. Но уже чуть ниже поверхности, изменение ситуации в Армении после парламентских выборов, пожалуй, будет весьма значительным, и представляется несомненным, что Запад сделает все возможное, чтобы не упустить этот момент. Однако, бесспорно, что здесь стержневым вопросом являются политические силы Армении, вопрос адекватности основных внутриполитических игроков. В этом смысле, она в настоящее время, кажется, находится на удовлетворительном уровне, но вопрос в том, а каков запас адекватности каждого из них?