Москва – Главные российские танцоры и хореографы смогли завоевать лишь одну награду на 19-м ежегодном международном конкурсе Benois de La Dance, на котором судьи заявили, что российские выступления не особо поразили.
Жюри оценило экспериментальные постановки бельгийской пары и финского хореографа, но ни одна из великих балетных трупп (Большого театра, балета Парижской оперы, Американского театра балета) не завоевала призовых мест на сцене Большого театра, на время конкурса превратившейся в пространство экспериментального танца.
«Могу сказать, что классические балеты, которых целое множество в запасе у российских трупп, и которые были показаны на конкурсе недостаточно хорошо отражают современный классический балет», - заявил член жюри Сергей Филин, художественный руководитель балетной труппы Большого театра, агентству Reuters.
Престижный конкурс был основан Международной ассоциацией танцев в 1991 году и проводится под патронажем ЮНЕСКО. На конкурс приезжают лучшие танцоры и хореографы со всего мира. Benois de La Dance получил широкую известность благодаря тому нетрадиционно либеральному подходу к танцу с российской стороны.
Многонациональное жюри не номинировало ни одного российского хореографа в этом году, и лишь один российский танцор– Семен Чудин из московского театра Станиславского и Немировича-Данченко – получил приз.
«Многое было сделано, но ничего выдающегося», - заявил Юрий Григорович, 84-летний главный хореограф Большого, председатель жюри и основатель конкурса.
Главные мировые труппы остались позади в связи с тем, что не смогли показать на сцене те бесстрашные эксперименты, которые так ценятся в данном конкурсе, жаловались члены жюри. И, что еще хуже, главные труппы начали копировать друг друга, завили судьи.
«За 19 лет конкурса замечаешь, что труппы начали походить друг на друга, нанимая одних и тех же хореографов: вечно Балачин, вечно Форсайт», - жалуется художественный директор конкурса Нина Кудрявцева-Лори агентству Reuters.
«Труппы потеряли лицо. Это большая потеря. Большой и Мариинка, Балет Парижской оперы – всем необходимо иметь что-то, что будет отличать их от других. На сегодняшний день их отличает только размер труппы», - заключила она.
Тем временем, номинанты конкурса превратили традиционно классическую сцену Большого в свободное и современное танцевальное пространство.
Победитель конкурса, танец «Слова», олицетворяет появление полуголой женщины якобы из ребра партнера-мужчины, изображая библейскую историю появления женщины. Танец был поставлен Сиди Ларби Шеркауи и Дамьеном Жале, который получил награду как «лучший хореограф».
Кудрявцева-Лори заявила, что азиатское и арабское влияние начинает влиять на ежегодный конкурс.
«Искусство олицетворяет мировые социальные изменения, и чем сильнее влияние азиатских и арабских стран, тем больше их влияние на искусство», - отмечает Кудрявцева-Лори.
Китайская прима Чжу Янь получила приз как лучшая балерина за участие в чешском балете Иржи Бубеничека «Outrenoir».
Янь разделила приз с Бернис Коппьетерс из Монте-Карло, которая появилась в образе доминатрикса в узких штанах и корсете, возвышаясь над сутулым и растрепанным партнером в пышной юбке. Юмор и неожиданные интерпретации стали модными в этом танцевальном сезоне. Жюри описало это как «интересные» тенденции.