Тематика Приднестровья после определенной паузы вновь оказалась в списке топов повестки дня российской и европейской политики. При том, что на публичном уровне вроде бы ничего особенного в конфликтном регионе не произошло: бессменный лидер Приднестровья Игорь Смирнов и по сей день здравствует на своем посту и готовится к очередному переизбранию, российские войска стоят на месте, политическая элита Молдовы занята подготовкой местных выборов и т.д. Тем не менее многие источники ZN.UA отмечают, что к процессу приднестровского урегулирования, возможно, приближается поворотный момент.
Основная интрига заключается в том, будут ли возобновлены в июне этого года официальные переговоры по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Впервые после пяти лет паузы с момента последнего переговорного раунда предварительно согласованы дата и место официальной встречи участников формата «5+2». До этого момента Тирасполь, явно не без поддержки российских партнеров, блокировал возможность возобновления переговоров, требуя нормализации внешнеэкономической деятельности региона и международных гарантий реализации ранее достигнутых договоренностей.
Как стало известно, не последнюю роль в склонении Тирасполя к компромиссу сыграл отечественный МИД. Не далее как месяц тому Игорь Смирнов в ходе переговоров с главой украинской дипломатии в Киеве подтвердил свою готовность сесть за официальный стол переговоров в формате «5+2» в июне этого года. Какие аргументы использовал Константин Грищенко в беседе с лидером Приднестровья, остается загадкой, однако результат налицо.
Безусловно, в этом контексте следует отметить и усилия, приложенные на приднестровском направлении и другими международными игроками. Согласно имеющейся в распоряжении ZN.UA информации, тематика Приднестровья была выбрана Россией и Германией в качестве «пилотного проекта» для перехода к более предметным дискуссиям по проблемам европейской безопасности между Россией и ЕС. Более конкретно речь идет об идее создания комитета по вопросам внешней политики и безопасности на уровне глав внешнеполитических ведомств РФ и Евросоюза. Год назад Меркель и Медведев даже подписали соответствующий меморандум. Однако разница в подходах к реализации его положений не позволяла до последнего момента сдвинуться практически с этого направления (Россия предлагает создать комитет на уровне Лавров–Эштон, в рамках которого разрешить судьбу Приднестровья, в то время как ЕС хотел бы видеть конкретные шаги Москвы навстречу, в частности относительно приднестровского конфликта в качестве предпосылки для создания этой структуры). Одним словом, вечером деньги — утром стулья. Казалось, вопрос «завис», однако высокий уровень ставок в игре вынудил стороны продолжить поиски дипломатических развязок.
Буквально в начале этой недели министры иностранных дел Польши, Германии и России провели «откровенную беседу» об отношениях России и Евросоюза. Одной из ведущих тем переговоров стал вопрос неразрешенного конфликта в Приднестровье. Министры Германии и Польши пытались убедить главу российской дипломатии в необходимости отказаться от поддержки непризнанной республики. Как ни сказочно выглядят посылы Евросоюза о возможной отмене визового режима с Россией (сделай только Москва добрый жест в адрес Запада), для уха российского обывателя они звучат крайне приятно. И в Кремле это понимают: ведь меньше чем через год выборы президента РФ. Поэтому в последнее время диссонанс в подходах силовиков (а также отдельных представителей МИД РФ) и администрации президента по поводу приднестровского вопроса становится все более заметен со стороны. Тем не менее Москва уже как минимум дала «отмашку» на начало официальных переговоров в формате «5+2». Вопрос только в том, что же высокие стороны будут обсуждать на этих переговорах?
Со слов анонимных дипломатических источников, на данном этапе существует по крайней мере несколько подготовленных разными игроками проектов документов, на основе которых должен начаться переговорный процесс в формате «5+2». Все понимают, что такие проекты требуют дополнительной проработки и поддержки со стороны остальных участников, иначе переговоры сорвутся, даже не начавшись. Тем не менее многие пытаются путем различных маневров продвинуть именно свой вариант.
Киев, по имеющимся данным, не намерен участвовать в гонке проектов: свою роль в этом процессе на Михайловской площади видят в содействии сближению подходов остальных участников переговоров, включая стороны конфликта. В начале июня этого года в Одессе ожидается проведение встречи министров иностранных дел Украины и России, одним из центральных вопросов которой, по всей видимости, будет приднестровское урегулирование. Насколько известно ZN.UA, отечественный МИД параллельно ведет активный диалог и с другими ведущими игроками приднестровского урегулирования.
В этой ситуации растет международный прессинг и на стороны конфликта — Кишинев и Тирасполь. Говорят, что Москва пригрозила Игорю Смирнову отказом в поддержке на следующих выборах, если тот будет продолжать упрямиться. Правящей коалиции в Молдове также несладко. Кремль дает Кишиневу четко понять по поводу перспектив приднестровского урегулирования: «сейчас или никогда». Довольно показательно, что молдавский министр иностранных дел в эту среду публично выразил сомнения в возможности возобновления официальных переговоров в формате «5+2» до конца этого года, сославшись на отсутствие общего видения переговорщиков относительно условий и основы их восстановления в официальном статусе. Возможно, такое заявление явилось следствием активного давления на Кишинев со стороны ряда участников переговорного процесса.
В Киеве понимают, что, с одной стороны, с учетом повышенного на данном этапе интереса Москвы и Брюсселя к этой тематике, нужно использовать «окно возможностей» на приднестровском направлении, которое открывается крайне редко. А, с другой, совершенно очевидно, что разновекторные и нескоординированные усилия посредников и наблюдателей в формате «5+2» могут нанести непоправимый вред наметившимся предпосылкам для возобновления переговорного процесса, поэтому торопиться следует не спеша даже с самыми лучшими намерениями.