В Праге Барак Обама был два раза, в Варшаву он сегодня приехал впервые. Только вот его визиты в город на Влтаве хоть и были важными, их темой были ни Прага, ни Чехия, ни Центральная Европа, а глобальное ядерное разоружение.
Прага была почетным местом действия и, конечно, ни в коем случае не целью визитов Обамы. Первым направлением в Центральной Европе, куда президент Обама приехал действительно из-за самого этого направления, которое в то же время представляется ключевым в регионе, является Варшава.
Сланцевый газ ценнее истребителей
Польша с 40 миллионами населения объективно имеет влияние, превышающее вес других стран новой Европы. У Чехии в Афганистане без малого 500 солдат, если учитывать численность нашей армии, это один из самых сильных контингентов. Поляки, конечно, могут предложить более 2,5 тысяч солдат. Только что найденный сланцевый газ, а у Польши должны быть самые крупные в Европе запасы этого газа, добавляет Варшаве стоящий на порядок выше экономический и энергетическо-стратегический вес. Американские добывающие компании, такие, как Exxon Mobile и Chevron, рвут и мечут, лишь бы получить разрешение начать бурить в Польше.
Полякам уже и не так нужна эскадрилья американских истребителей F-16, размещение которой на базе у города Лодзь президент США должен обсудить в Варшаве. И даже ракеты-перехватчики SM-3, которые должны быть размещены в Польше в рамках предлагаемого Обамой европейского защитного зонта, полякам уже не так уж и нужны. Потому что основную цель, а именно иметь на своей территории американское военное присутствие, могут заменить американские компании и капитал а также их инфраструктура по добыче и переработке полезных ископаемых.
За всем этим мы можем наблюдать из Праги со вздохами сожаления, что полякам просто больше повезло. Они большие, и геология им улыбнулась. Только Варшава активно шла навстречу своей в настоящий момент сильной роли в рамках Европейского Союза и в трансатлантических отношениях. Правительство Дональда Туска, пришедшее в 2007 году, в отношении программы продвинулось вперед: от евроскептического и антироссийского позиционирования братьев Качиньских к потеплению в отношениях с Москвой, а во-вторых, к улучшению отношений с Берлином. Первый из этих шагов по времени совпал с американско-российской «перезагрузкой» Обамы, второй шаг позволил Польше в отношении Москвы стать еще и проводником намерений Германии, а эти намерения во многом являются определяющими для всего Европейского Союза.
Без иллюзий, но активно
И эта польская политика, которая уже не является следствием каких-то объективных реалий и данностей, резко контрастирует с чешским поведением. Чехия, начиная с правительства Мирека Тополанека (Mirеk Topolánеk), отрицала «перезагрузку» Обамы как наивные и небезопасные для нас игры с Россией. Только ведь и у правительства Туска никогда не было иллюзий относительно того, что Москва со дня на день откажется от своих властных амбиций, поляки тоже не собираются этим амбициям уступать. Это выяснилось не только из депеш, опубликованных на WikiLeaks, но и из публичных заявлений и конкретных шагов Варшавы. Это, например, польско-шведская инициатива Восточного партнерства, которая пытается провести влияние ЕС в сферы интересов Москвы (Украина, Молдавия, Грузия и другие страны).
В отличие от Чехии, Польша, конечно, просчитала, что одна тактика, прагматически идущая навстречу складывающейся ситуации, не исключает защиту ясных принципов на другой не менее важной политической и дипломатической колее.
И если сегодня мы смотрим на Варшаву с некоторой завистью, то это не только потому, что они большие и у них есть газ, но еще и из-за того, что они ведут более активную, целенаправленную внешнюю политику.