Прошло уже более полувека с тех пор, как ученые выявили связь между курением и заболеванием раком, что привело к постоянной войне между теми, кто заботится о здоровье людей, и табачной промышленностью; однако крупные производители сигарет по-прежнему процветают.
Несмотря на известные катастрофические последствия курения для здоровья, прибыль, которую приносит табачная промышленность, растет постоянно и быстрыми темпами, а объемы продаж сигарет только увеличиваются: в 1990-х годах они составляли 5 тысяч миллиардов сигарет в год, а в 2009 году – 5 900 миллиардов. Сегодня сигареты ежегодно убивают больше людей, чем алкоголь, СПИД, автокатастрофы, наркотики, убийства и самоубийства вместе взятые.
Во вторник люди на всей земле будут отмечать День Мира без табака – это надежда, которой вряд ли суждено сбыться в скором время.
Относительная доля потребления сигарет в странах Запада в настоящее время неуклонно снижается: более богатые страны меняют свои привычки; в 1990-х годах на них приходилось 38% мирового потребления сигарет, а в 2009 году этот процент сократился до 24. При этом резко возросла доля развивающихся стран в мировых продажах сигарет, достигнув в 2009 году 76%.
Расследование, проведенное журналистами из газеты Independent on Sunday, показало, что табачные компании в развивающихся странах пользуются в своих интересах отсутствием жестких рыночных регламентов и агрессивно предлагают сигареты новым, совсем юным покупателям; вместе с тем они, опираясь на юристов, лоббирующие группы и специально подобранную статистику, запугивают правительства, которые пытаются сократить эту промышленность на Западе.
В 2010 году четыре крупные табачные компании – Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco и Imperial Tobacco – получили в общем прибыль более 27 миллиардов фунтов стерлингов, т.е. еще больше, чем в 2009, когда прибыль составила 26 миллиардов фунтов.
Цену их прибылей следовало бы измерять в человеческих жизнях. В ХХ столетии от употребления табака погибло почти 100 миллионов человек. Если существующая тенденция сохранится, в XXI веке табак убьет миллиард человек.
В погоне за наживой крупные табачные компании повышают среднюю цену на сигареты в богатых странах, таких, как Великобритания, где пачка с 20 сигаретами сейчас стоит больше 6 фунтов; и сбивают цены, которые платят фермерам, выращивающим табак в бедных странах, таких как Индия и Малави. Хотя около 77% цены за пачку составляют налоги, сумма, которую получают табачные компании, тоже возросла.
Крупное расследование, проведенное в прошлом году Управлением добросовестной конкуренции (Office of Fair Trading) установило, что дюжина компаний в Великобритании, занимающихся производством и розничной торговлей табачными изделиями, с целью максимизации прибылей сговорились о фиксации цен для поддержания стоимости одной пачки на высоком уровне. Самая большой штраф за это был наложен на Imperial Tobacco, изготовитель сигарет Lambert & Butler и Golden Virginia; он составила 115 миллиона фунтов стерлингов; впрочем, это очень слабо сказалось на прибыли компании, которая в 2010 году достигла 4,39 миллиардов фунтов стерлингов.
Тем временем на Малави, где выращивание табака играет важную роль в экономике, антикоррупционное управление страны обвинило табачные компании в сговоре для удержания на низком уровне цен, выплачиваемых фермерам за сырье. Аукционы по продаже табака стали причиной распрей между правительством и промышленностью, потому что цена за килограмм листьев резко упала с 1,06 фунтов в среднем в апреле 2009 года до 0,47 фунтов за кг в этом году. Результатом этого, по эффекту домино, стали нищенские зарплаты рабочим и попытка использовать дешевый (а то и бесплатный) детский труд.
Анна Гилмор (Anna Gilmore), преподаватель общественного здравоохранения в университете в Бате, говорит: «Чего большинство людей не понимает, так это того, что, хотя продажи на Западе снижаются, прибыли компаний растут. Этот вид производства остается одним из самых прибыльных в мире. Это происходит отчасти за счет их бесконечной изобретательности в нахождении способов нарушить или обойти существующие регламенты. Они стараются обновить свой имидж, чтобы втереться в доверие к правительству; однако за всем этим стоит все тот же обычный бизнес».
В этом году главной темой Дня мира без табака станет попытка убедить большее число стран подписать международный договор, подготовленный Всемирной Организацией Здравоохранения с целью обеспечить защиту здоровья населения от курения. Хотя 172 страны подписали Рамочное соглашение по контролю употребления табака, появившееся шесть лет назад, 20% из них до сих пор совершенно ничего не сделали для выполнения рекомендаций по этому соглашению, а крупные страны, в их числе США и Индонезия, до сих пор даже не подписали договор.
В одной Индонезии 21 миллион курильщиков – это дети. Компания практически ничто не мешает вести пропаганду сигарет среди молодежи. В таких странах как Нигерия, Украина и Бразилия, табачные компании спонсируют клубные вечеринки с целью привлечь новых юных покупателей. В России с целью соблазнить женщин-курильщиц упаковки для сигарет изготавливают похожими на инкрустированные драгоценностями флаконы для духов, и даже продают сигареты с фирменными знаками дома мод Yves Saint Laurent.
Доктор Армандо Перуга (Armando Peruga), руководитель программы ВОЗ по борьбе с курением, «Инициатива без табака», заявил: «Мы должны делать больше. Мы должны запретить табачным кампаниям продвигать свой товар, словно это обычные корпоративные предприятия, тогда как они каждый день убивают людей. Мы опоздали с установлением эффективных запретов на рекламу, маркетинг, продвижение и поддержку распространения этого товара».
Когда развивающиеся страны пытаются запретить табак, эта борьба порой заканчивается в зале суда. В Уругвае, например, при президенте Табаре Рамон Васкес Росас (Tabaré Ramón Vázquez Rosas), подобную возглавило бывшем онкологе, само правительство кампанию. В 2006 году Уругвай стал первой страной в регионе, где было запрещено курение в общественных местах; сейчас там существует требование, чтобы 80% каждой сигаретной пачки было покрыто предупреждениями о вреде курения для здоровья.
В ответ на это компания Philip Morris привлекла правительство к судебной ответственности. Полагают, что, если Уругвай проиграет, компания потребует возмещения убытков в размере не менее двух миллиардов долларов.
Угроза судебного преследования довольно заметно напугала другие правительства в регионе, которые теперь гораздо неохотнее идут на принятие законодательных мер в борьбе с курением.
Лорент Хубер (Laurent Huber), исполнительный директор Союза Рамочной конвенции (Framework Convention Alliance) по борьбе против табака, заявил: «В странах типа Уругвая табачная индустрия пускает в ход все свое богатство, чтобы меры по защите общественного здоровья обратились в судебные разбирательства. Выиграют они или проиграют, подобные прецеденты оказывает весьма охлаждающий эффект на другие правительства».
Эти трюки никоим образом не ограничиваются развивающимися странами с плохо развитой системой регламентирования. В Австралии, которая станет первой страной, где в законодательном порядке будут введены простые упаковки для сигарет, промышленность обвиняют в паникерстве против мер, которые угрожают затопить рынок дешевыми сигаретами.
В Великобритании промышленность также готова пойти на любые меры, лишь бы сохранить регламентацию в ее нынешнем состоянии. Этой осенью группа табачных компаний привлекло правительство в суд за его предложение убрать витрины сигарет во всех магазинах.
Чаще, впрочем, в Великобритании крупные табачные компании пытаются изменить общественное мнение более тонкими способами. Исследование влияния курения на здоровье (Action on Smoking and Health (ASH)), которое начнется с этой недели, будет посвящено тщательному изучению доказательности экономических аргументов, использованных промышленностью в борьбе против законодательства. Например, хотя Кристофер Огден (Christopher Ogden), президент Ассоциации изготовителей табака (Tobacco Manufacturers Association), в 2010 году заявил, что запрет курения представляет серьезную угрозу для пабов и игорной промышленности, поскольку приводит к потере рабочих мест и средств к существованию; однако реальность, на самом деле, была несколько иной. Данные Управления национальной статистики показывают, что число людей, посещающих пабы, отчетливое увеличилось после введения запрета на курение. Когда Англия в 2007 году была объявлена свободной от курения, число заведений, имеющих лицензию на продажу алкогольных напитков, увеличилось на 5%, и продолжает с тех пор расти с каждым годом.
Дебора Арнотт (Deborah Arnott), исполнительный директор ASH, говорит: «В соответствии с обязательствами по международному договору, правительство Великобритании не только запретило рекламу и заставило поместить на пачках предупреждение о вреде курения, но также обязалось защитить стратегии охраны здоровья населения от коммерческих и корпоративных интересов табачной промышленности. Чтобы обойти эти регламенты, промышленность использует подставные организации для скрытого лоббирования политиков, выдвигая довод, что законодательство без курения разрушило торговлю в пабах, и что снятие табачных изделий с витрин магазинов было бы неэффективно и могло бы привести к тому, что маленькие уличные магазинчики разорятся.
«Следующая большая битва будет за то, чтобы продавать сигареты в простых пачках. Уже используются те же аргументы. Доказательства скудны или вовсе отсутствуют, но это не имеет значения - опасность в том, что творцы политики все равно решат, что нет дыма без огня».