Александр Лукашенко провел совещание по ситуации на потребительском и валютном рынке, на котором указал на существующие проблемы и раздал немало указаний. Но если отбросить свойственные официальному лидеру эмоции, то в чистом остатке эффективность совещания, похоже, близка к нулю.
Четких заявлений о том, как страна намерена выходить из кризиса, так и не прозвучало. Позитивным итогом этого мероприятия можно признать лишь то, что тяжелые экономические проблемы хотя бы не отрицались. Дефицит валюты, рост цен, товарный ажиотаж, обеспокоенность населения — все эти темы на совещании Лукашенко затрагивал. Но говорил о них с позиций как бы стороннего наблюдателя, всю тяжесть ответственности переложив на правительство, Нацбанк, население, журналистов, но при этом оставив за собой право принимать ключевые решения вроде приватизации госсобственности.
Говоря о ситуации на валютном рынке, глава государства, обращаясь к чиновникам, заявил: «Если вы точно рассчитали цену иностранной валюты, тогда обеспечивайте единый курс. Чего вы ждете? Если вы точно просчитали, что пять тысяч (рублей за один доллар) снимает спекулятивный спрос и прочее, это нормально, с учетом продажи наших товаров. Не то, как сегодня складывается на спекулятивном черном рынке, а именно так, как должно быть. Обеспечивайте. Но каждый день должна быть динамика. И если этой динамики не будет, Михаил Владимирович и Петр Петрович, вы первые положите партийные билеты, говоря советским языком».
То есть, крутитесь, как хотите, но дефицит валюты должен быть снят. А где ее брать, валюту эту?
Из золотовалютных резервов нельзя — там и так уже брать нечего. «Я запретил Прокоповичу продавать не только золотой запас страны, но и валюту. Идите вместе с Мясниковичем на рынок, собирайте миллиарды долларов, направляйте на первоочередные нужды, — заявил Лукашенко. — Если мы и дальше будем тратить золотовалютные резервы, поддерживая экономику и курс, то можем оказаться вообще голыми».
Запад кредитов не даст. Пока в тюрьмах сидят «декабристы», в МВФ обращаться бесполезно. Вроде договорились о заимствовании из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, но и тут, судя по всему, не все гладко. Ведь вопрос упирается в одно из условий предоставления кредита — приватизацию белорусской госсобственности. А на этот счет у белорусского официального лидера пунктик.
Лукашенко опять заявил, что в стране не будет распродажи наиболее ликвидных объектов, никакой чиновничьей и прочей приватизации.
«Мы должны из любой ситуации выходить сами. Если нам помогут там антикризисные разные фонды, это будет в плюс, но рассчитывать надо на себя. Тем более, возможность для этого есть. Поставьте всех, Михаил Владимирович, на военные рельсы. Не хватает «БелАЗов» — 28 часов в сутки работайте, не хватает обуви — 30 часов в сутки работайте, не хватает одежды — 50 часов работайте. Привлекайте людей, не создавайте вокруг страны непонятный ажиотаж, — заявил Лукашенко. — Еще раз подчеркиваю: никакой бандитской распродажи страны не будет. Никто ни «Белкалий», ни «МАЗ», ни «БелАЗ», ни «БМЗ», ни другие, кто тут хочет что-то купить, никто ничего не купит без моего ведома. По закону и конституции я последним ставлю подпись при продаже лакомых кусков Белоруссии. Никакой чиновничьей и прочей приватизации не будет. Я это уже сказал после выборов. Это нам не принадлежит».
«Это народное. И распродажи не будет», — добавил Лукашенко. Он отметил, что говорит это в том числе и правительству, и Национальному банку. «Если они рассчитывают, что завтра мы столько начнем продавать, и за счет этого стабилизируем ситуацию в стране — этого не будет», — подчеркнул белорусский лидер.
«В ажиотажном котле СМИ и некоторые политики из-за границы начали кричать и тоже выстроились в очередь: завтра Лукашенко начинает продавать активы наиболее ликвидных предприятий. И даже суммы начали называть — 7,5 млрд. долларов, — сказал Лукашенко. — Я даже один актив за такую цену не продам».
«Желательно, чтобы в этой очереди тот, кто стоит первым, крикнул последнему: расходитесь, продажи не будет, — тем более за бесценок, как это кое-кто хочет прихватить», — сказал он.
Озвученная Лукашенко сумма в 7,5 млрд. долларов взята не с потолка. Именно такой объем от продажи белорусских приватизаций в течение трех ближайших лет является условием предоставления кредита из фонда ЕврАзЭС. И необходимость приватизации сегодня еще раз подтвердил министр финансов России Алексей Кудрин.
И хотя Россия прямо не заявляет о своих интересах в приватизационных планах Белоруссии, понятно, что российский капитал на те самые «лакомые куски Белоруссии» имеет виды. Вот буквально сегодня Владимир Путин заявил о завершающей стадии переговоров по покупке второй половины «Белтрансгаза». И, судя по всему, вопрос по другим активам перед официальным Минском тоже ставят ребром. И эта ситуация белорусского лидера, можно догадаться, неслабо напрягает.
«Активы им, видите ли, давай! Деньги вперед — завтра будут стулья», — назвал свои условия Лукашенко и высказал старые обиды на Россию.
«В этом году мы имеем цену на природный газ больше, чем в Германии. Спасибо братьям-россиянам за это», — сказал Лукашенко. «Мы имеем немалые расходы на приобретение нефти. Нам обещали, что у нас не будет таможенных пошлин после того, как мы ратифицируем все документы по Таможенному союзу. Однако у нас таможенная пошлина сохранилась. Она называется по-другому — какая-то премия для компаний, она выше одной трети таможенной пошлины. Это ставит нас в неодинаковые условия с товаропроизводителями России и Казахстана», — подчеркнул официальный лидер.
«Запомните одно — спокойной жизни нам не дадут. Мы это знали в середине прошлого года, нас предупреждали: мы вам покажем кузькину мать в апреле-мае. Что и сделали. Начали со слухов, породили ажиотаж. Хорошо, что еще воевать не начали, как это в Ливии, Египте, Тунисе, Испании, Греции и так далее, — сказал Лукашенко. — Так очнитесь и возьмитесь за ум, если хотите жить в спокойной стране».
Взяться за ум — это, конечно, разумный совет. Жить, действительно, нужно по средствам, ведь деньги, в самом деле, из воздуха не берутся. Но дальше что? Без кредитов и валютных поступлений от приватизации сегодня далеко не уедешь, ситуация имеет явную негативную динамику и чревата неприятными для власти социальными последствиями.
Решения о повышении пенсий и стипендий, индексировании зарплат население не только не успокаивают, но еще больше раздражают. А как иначе? Рубль обвалился на 60%, цены выросли вдвое-трое, а к пенсиям накинули всего 13%, индексирование зарплат — и вовсе смех сквозь слезы. И в такой ситуации власть не видит ничего лучшего, чем взять в руки кнут. Методы времен Андропова, о которых Лукашенко говорил еще в ходе своего послания парламенту и народу, сегодня активно внедряются в жизнь. И нет уверенности, что гайки не закрутят еще сильнее.
В частности, Лукашенко потребовал ужесточить контроль за соблюдением трудовой дисциплины.
«Комитет госконтроля, правительство, губернаторы наделяются с сегодняшнего дня всеми полномочиями по решению проблем потребительского рынка, дисциплины и порядка на производстве и в стране, — сказал Лукашенко. — И прошу ко мне не обращаться с жалобами, что Комитет госконтроля, милиция или органы власти, контролируя дисциплину труда, выполняя поручения президента, кого-то застукали в магазине в то время, когда он должен быть на строительной площадке, на заводе, на фабрике. Не ждите никаких указаний, выгоняйте с работы сразу».
«Бедных надо поддержать, немощных, студентов. А тех, кто может работать, надо заставить, тогда и зарплата будет повышаться», — отметил Лукашенко.
Он считает, что в первую очередь на свою трудовую дисциплину должны обратить внимание сами чиновники. «Все начинается с нас, с чиновников. У нас половина министерств на улицах в Минске шатается. Поймали — сразу метлу в руки. Ведь мы пример показываем, как надо работать», — сказал Лукашенко.
Пример, надо отметить, не самый удачный. Как работают наши чиновники, сегодня хорошо видно по очередям у обменников, по пустым полкам магазинов и по недовольным лицам трудящихся, которым в самом деле скоро «жрать нечего будет». Самое печальное, что по другому нынешнее правительство работать не может. Возможно, сумело бы, но не может. Стране давно пора переходить на рыночные рельсы, а глава государства разрешает перейти только на рельсы военные и напрочь отметает все либеральные инсинуации.
«Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера, — заявил Лукашенко на совещании. — Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации: всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться. Только с разрешения губернаторов и премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения. Если это надо. Но это надо будет восьми человекам доказать и получить разрешение. Я почему сужаю этот круг? Потому что нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены. Кое-кто за счет повышения спроса начал наживаться… Запишите, запишите это: «Наживаться». Вам деньги надо будет взять из тех, кто с народа содрал лишнюю копейку. И вы мне доложите, как вы их возьмете и с кого».
Вышеприведенное высказывание Лукашенко заняло у него всего лишь одну минуту, но может перечеркнуть не только все усилия по либерализации ценообразования за последние несколько лет, но и серьезно ударить по бизнесу. Ведь фактически глава государства требует вновь ввести регулирование цен. Даже с учетом сложившихся обстоятельств такое требование кажется хватанием за соломинку, попыткой найти крайнего. Конечно, кто же еще может быть виноват в росте цен, как не спекулянты и другие «вшивые блохи»?
«Если с сегодняшнего дня принято решение о том, что наживаться на проблемах нельзя, а кто-то это делает, — применяйте любые методы: отбирайте лицензии, сажайте в тюрьму», — дал указание Лукашенко.
Даже перед лицом полного обвала экономики у государства нет иных методов, кроме угроз и необоснованных требований. Но угрозы и требования не принесут стране валюту, не сделают отечественную продукцию конкурентоспособной, не улучшат инвестиционный климат. Даже если министром экономики назначить главу МВД, а к каждому правительственному чиновнику приставить по спецназовцу с дубинкой.
Лукашенко сегодня признался, что не понимает, почему возник такой ажиотаж на товары, которые в достатке производятся в Белоруссии, а их запасов хватит еще на полтора года. Возможно, из дроздовской резиденции и в условиях полного гособеспечения в самом деле такую элементарную ситуацию оценить непросто. Поясним.
Люди скупают все, что могут, не потому, что завтра этих товаров не будет, а потому, что завтра эти товары будут стоить в два раза дороже. Лукашенко сам же сегодня сказал, что «цены и так запредельные».
И с этими ценами населению приходится жить.