Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Решение египетских властей открыть пограничный переход в Рафиахе для жителей сектора Газы не может не вызывать у израильтян глубокую тревогу. Наиболее серьезное опасение вызывают новые возможности неограниченной переброски в сектор большого количества оружия боевиками ХАМАСа и других террористических группировок.
На первый взгляд, это достаточно веский аргумент. С другой стороны, четыре года блокады не помешали переправке в Газу огромного количества оружия. Блокада не предотвратила производство ракет на территории самого сектора. Это не помешало также террористам атаковать южные районы Израиля. Информация спецслужб о том, что ХАМАС обладает большим количеством ракет новейшей модификации, подтверждает этот тезис. В то же время, Египет поспешил уточнить, что речь не идет о разрешении на перевозку товарных грузов. Логично предположить, что Египет не стремится к увеличению военного арсенала в Газе.
Наряду с опасениями, связанными с вопросами безопасности, гнев Израиля вызывает тот факт, что открытие контрольно-пропускного пункта в Рафиахе, практически нейтрализует жесткую блокаду сектора, которую поддерживают израильские власти. Блокада, которая не привела ни к освобождению Гилада Шалита, ни к восстанию палестинцев против ХАМАСа, как рассчитывал Израиль, превратила Газу в самую большую тюрьму в мире, привела ко многим человеческим трагедиям и стала причиной глубокого отчаяния жителей сектора. Именно эта политика привела к разрыву нормальных отношений с Турцией и катастрофическому ухудшению имиджа Израиля в мире.
Взаимодействие с Египтом в том, что касается блокады сектора, создало ложную картину поддержки израильской политики со стороны арабских государств. Египетские граждане неоднократно протестовали против израильской блокады. Открытие пограничного перехода в Рафиахе отражает, таким образом, стремление нового режима в Каире (даже если речь идет о переходном правительстве) отречься от политики прежнего правителя Хосни Мубарака и соответствовать новым веяниям в египетском обществе.
Открытие пограничного перехода в Рафиахе – это прежде всего важный гуманитарный акт. Израилю также стоит последовать египетскому примеру и открыть контрольно-пропускные пункты на границе с сектором, чтоб жители Газы могли посещать территорию Западного берега. Вполне возможно, что именно возвращение Газы к нормальному ритму жизни станет фактором, способствующим ослаблению террора. Более того, прекращение блокады будет свидетельствовать о том, что Израиль окончательно размежевался с Газой.
Однако не только стратегическими соображениями подобного рода должно руководствоваться израильское правительство. Не менее важен в данном случае и гуманитарный аспект.