Все указывает на то, что Россия не в состоянии поставить заслон на пути бегства капиталов, объем которых постоянно увеличивается. Согласно официальной статистике, в течение шести месяцев, предшествовавших марту, было вывезено 43 миллиарда долларов, к которым в апреле добивались еще 7,8 миллиардов. Власти в замешательстве, причин для беспокойства у них предостаточно.
Теоретически, недавнее повышение цен на нефть должно было бы привлечь больше капиталовложений. Но рост цены на нефть фактически мог способствовать бегству капиталов: российские нефтяные компании размещают часть своей прибыли за рубежом. Но официальная статистика свидетельствует о том, что запоздалое возвращение прибыли в Россию (семь миллиардов долларов в первом квартале этого года) не превышает обычные показатели, что вызывает сомнения в вышеизложенных теоретических предположениях.
Другое объяснение, относительно дружелюбное, заключается в ликвидности рубля. В течение последнего года российские предприятия могли приобретать рублевые кредиты по относительно невысокой процентной ставке. В связи с этим было выгодно использовать местную задолженность для погашения внешнего долга или финансировать приобретения в других странах. Однако это объяснение не очень убедительное: за последние недели ликвидность национальной валюты сократилась, процентные ставки выросли, а бегство капитала увеличилось.
Некоторые официальные российские источники приводят еще один довод: политическая неуверенность, поскольку никто не знает, останутся ли у власти нынешний президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин после президентских выборов 2012 года. Возможно, какие-то группы предпринимателей боятся нарушения баланса власти или возможности конфликтов в правящих кругах.
Тем не менее, предыдущие выборы не сопровождались бегством капиталов в подобных масштабах.
Правда заключается в том, что наилучшее и одновременно наиболее тревожащее объяснение заключается в плохом инвестиционном климате в России. Экономический рост, который по прогнозам в этом году должен составить 4%, сократился наполовину по сравнению с докризисными показателями. Между тем, к налогообложению предприятий недавно добавилось резкое увеличение ставки налога с физических лиц.
Неизбежен дальнейший рост налогов, и эта тема активно обсуждается сейчас в правительственных кругах.
Для ускорения экономического роста простых решений не существует, постоянно растущая налоговая нагрузка и застарелые коррупционно-бюрократические проблемы. Пока в России не найдут решения этих проблем, у капиталов будет множество оснований для бегства.