Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Решение министра обороны Эхуда Барака, получившее одобрение начальника генерального штаба Бени Ганца (ради справедливости следует отметить, что Ганц порекомендовал, а Барак дал свое согласие) присвоить полковнику Орне Барбивай генеральское звание и назначить ее начальником кадрового управления генерального штаба ЦАХАЛа, стала, в основном, поводом для разного рода сомнительных шуток и острот («Маленький шаг для одной Евы, большой шаг для всей армии»; «Орнамент для генштаба»; «Барби на столе начальника генерального штаба»).
На самом деле назначение Орны Барбивай на один из ключевых постов в армейской иерархии является совершенно оправданным с точки зрения ее личных и профессиональных качеств. В данном случае речь не идет о фиговом листке, которым ЦАХАЛ прикрывает гендерное неравноправие в своих рядах, дабы откупиться от претензий женского лобби. Вместе с тем, на генерала Барбивай возложена символическая задача – ей придется развеять сомнения скептиков.
До середины 70-х годов (до того, как в результате войны Судного дня сменилось поколение высших офицеров ЦАХАЛа) все израильские генералы сходили с одного конвейра: еврейские мужчины, секулярные ашкеназы (за исключением главного армейского раввина). Так было принято. В ноябре 1958 года командующий Северным округом, генерал Ицхак Рабин, выступил на заседании генштаба с заявлением о том, что в армии наблюдается тенденция «неравномерного представительства членов разных общин». Стоит обратить внимание на состав участников этого заседания: премьер-министр Давид Бен-Гурион, начальник генерального штаба Хаим Ласков, генеральный директор министерства обороны Шимон Перес, командующий военно-воздушными силами Эзер Вайцман и другие. Закрытый клуб ашкеназских мужчин.
Лишь во второй половине 70-х годов стали появляться генералы восточного происхождения. Затем пришла очередь религиозных офицеров, которые начинали свою военную карьеру в боевых частях. В 2001 году впервые генералом ЦАХАЛа стал друз. И вот теперь – женщина.
Первый друзский генерал Йосеф Мишлев остался единственным представителем своей общины в составе генералитета. Бывший начальник генерального штаба Габи Ашкенази поддерживал назначение полковника Камиля Абу-Рукона на должность главы координационной группы на территориях, однако Эхуд Барак предпочел назначить на этот пост генерала Эйтана Дангута. Если генерал Орна Барбивай добьется успеха на своем посту, она проложит путь к высшим армейским должностям и другим женщинам-офицерам ЦАХАЛа.