Вашингтон – Четыре года тому назад министр иностранных дел Казахстана вызвал посла США к себе в министерство, расположенное в столице этого нефтеносного государства, Астане, и предупредил его, что внутрисемейная ссора между президентом Назарбаевым и его зятем (это два самых влиятельных в стране человека) перелилась через край.
Властные структуры обвиняют зятя президента Рахата Алиева в похищении руководителей одного из известных банков. Алиев, в свою очередь, обвиняет президента в возврате страны к временам советской диктатуры. Он называет своего тестя «пожизненным президентом».
Тот вызов американского посла стал началом необычной лоббистской и информационной войны как в Казахстане, так и в Вашингтоне. Эта борьба, которую один из руководителей Госдепартамента назвал «смертной родовой враждой», продолжается до сих пор.
На кону находятся миллиарды долларов, и поэтому многим людям хочется хотя бы на вторых ролях поучаствовать в семейной драме Назарбаева. Среди этих людей есть и команды корпоративных юристов, и лоббисты с Капитолийского холма, и бывший американский посол в Казахстане, и сестра одного из законодателей. Ведущие между собой дуэль лоббисты призывают примерно четыре десятка членов Конгресса либо осудить правительство Казахстана, либо помочь в формировании объединения сторонников Казахстана. (Один конгрессмен даже выдвинул президента на Нобелевскую премию.)
Известные исследовательские центры Вашингтона издают хвалебные доклады о Казахстане – получив деньги от правительства этой страны. Звучат обвинения и контробвинения в незаконном подкупе неопознанных членов Конгресса.
Эта суровая борьба показывает, как можно втянуть Соединенные Штаты во внутреннюю свару другой страны, хотя данная междоусобица не имеет никакого отношения к американской внешней политике. Она доказывает, что такие споры создают угрозу важным отношениям: ведь Казахстан является крупным поставщиком нефти и государством, предоставляющим маршрут снабжения американских войск в Афганистане.
Перенеся тяжбу на американскую территорию, Алиев пытается добиться разных целей: то ему нужно безопасно попасть в США, то ему нужна помощь в возврате 2 миллиардов долларов, якобы утраченных его родственниками из-за захвата их коммерческих предприятий, то он хочет хотя бы получить удовлетворение, поставив Назарбаева в неловкое положение. Казахский лидер, со своей стороны, хочет, чтобы американцы не вмешивались в данный спор и не давали ему оказывать негативное влияние на отношения двух стран.
Администрация Обамы именно так и поступила. В секретной дипломатической переписке бывший посол в Казахстане четко говорит о своем нежелании оказаться втянутым в этот спор.
«Обе стороны – правительство и Алиев – пытаются манипулировать нами к собственной выгоде». Телеграмму такого содержания отправил в феврале 2009 года в Госдепартамент бывший посол в Казахстане Ричард Хогланд (Richard E Hoagland), закончивший в начале этого года свою командировку. Это одна из многих телеграмм о казахском споре из числа тех, что удалось получить борющемуся с секретностью сайту WikiLeaks.
70-летний Назарбаев бывший металлург и лидер коммунистической партии советского периода. Он находится у власти вот уже два десятилетия, руководя этой среднеазиатской страной с динамично развивающейся экономикой. Но активисты правозащитных движений давно уже обвиняют его в преследовании инакомыслящих и политических оппонентов.
Алиеву 48 лет. Он был главой налоговой полиции, заместителем министра иностранных дел и руководителем казахстанского аналога КГБ. Но критики заявляют, что этот человек пользовался своим влиянием и властью, чтобы тайно захватывать частные компании в целях личного обогащения, и зачастую угрожал их владельцам насилием.
Сейчас Алиев скрывается где-то в Европе. В Казахстане его осудили по надуманным, как он сам заявляет, обвинениям. Среди этих обвинений есть и попытка организации государственного переворота. Жена развелась с ним в июне 2007 года, а правительство Казахстана отобрало у него и у его многочисленных родственников торгово-промышленные активы.
Лишившись влияния дома, Алиев обратился в Вашингтон, зная, что его бывший тесть придает огромное значение своей репутации в США.
В начале 2008 года он нанял маленькую лоббистскую группу из Вашингтона RJI Government Strategies. В число ее консультантов входит Таня Рэйхолл (Tanya Rahall), сестра члена Палаты представителей и демократа из Западной Виргинии Ника Дж. Рэйхолла II (Nick J. Rahall II), являющаяся также подругой члена Палаты представителей, республиканца из Калифорнии Даррелла Иссы (Darrell Issa). Оба конгрессмена планировали поездку в Казахстан для обсуждения с Назарбаевым вопросов энергетической политики.
Перед их отъездом сотрудники RJI Government Strategies встретились с Иссой и настойчиво попросили его выразить серьезную обеспокоенность по поводу того ущерба, который был нанесен родственнику Алиева Давинчи Хурани (Devincci Hourani). Как сообщается в письме лоббистской группы на имя Иссы, нефтяные активы Хурани в Казахстане были арестованы.
Исса, которому удалось наладить хорошие взаимоотношения с казахским президентом во время предыдущего визита, согласился заняться проблемами Хурани. Вступив в эту борьбу, он, тем не менее, сохранил тесные отношения с президентом, выдвинув его кандидатуру на Нобелевскую премию, что вызвало насмешки со стороны правозащитников.
Таня Рэйхолл работала в интересах Алиева, а затем и Хурани до конца 2010 года. В ходе этой работы она наладила контакты как минимум с двумя десятками членов Конгресса. Среди них был член Палаты представителей, демократ от Калифорнии Говард Берман (Howard L. Berman), являвшийся в то время председателем комитета по иностранным делам. Его представители сообщили, что он обсуждал казахстанский спор в Госдепартаменте.
Рэйхолл проводила в жизнь и другую стратегию. «Альтернатива заключается в том, чтобы поставить действующий режим в неловкое положение», - написала она в июле 2008 года своему боссу в электронном письме.
Она оказывала давление на членов Палаты представителей, чтобы те критиковали правительство Казахстана за нарушения прав человека. По ее просьбе в официальном бюллетене Конгресса было опубликовано по меньшей мере пять заявлений, в одном из которых Алиев назван жертвой своего государства. Алиев также предложил Министерству юстиции некие документы, утверждая, что они доказывают факт получения Назарбаевым взятки от бизнесмена, представлявшего американские нефтяные компании, которые пытались получить лицензии на проведение буровых работ в Казахстане.
Такой натиск встревожил казахских руководителей.
«Я хочу, чтобы вы посмотрели мне в глаза и еще раз сказали, что ваше государство не поддерживает никаких официальных контактов с Рахатом Алиевым, - сказал в августе 2009 года послу Хогланду министр иностранных дел Канат Саудабаев. - Мы знаем, что он «предлагал себя» вам».
Согласно дипломатической телеграмме, Хогланд успокоил министра. «Мы не хотим никаких контактов с ним и не желаем видеть его в США, так как полностью отдаем себе отчет в том, что это станет катастрофой для двусторонних отношений», - ответил посол.
А правительство Назарбаева начало укреплять свои оборонительные позиции в Вашингтоне. Представители посольства Казахстана подписали новые контракты о лоббировании (три за последние три года на общую сумму 3,7 миллиона долларов), хотя официальные лица заявляют, что они не имеют никакого отношения к нападкам Алиева.
Тем не менее, проправительственные лоббисты и консультанты часто отвечали на критические высказывания команды Алиева. Фирма по связям с общественностью и лоббированию APCO Worldwide, в штате которой работает бывший посол США в Казахстане Элизабет Джонс (Elizabeth Jones), выступила в 2008 году с заявлением, в котором опровергла предположения о том, что Назарбаев стремится стать «пожизненным президентом».
Переписка лоббистов из APCO Worldwide показывает, что после их встречи с семью законодателями и их представителями, включая помощника Иссы (позднее он стал работать в этой фирме) была создана группа конгрессменов под названием «Друзья Казахстана». В конце 2009 года небольшая вашингтонская фирма Policy Impact Communications помогла создать аналогичное объединение «Центральноазиатский кокус».
Казахстан за три года заплатил входящим в состав и связанным с Университетом Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) и Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) институтам более 350 тысяч долларов в качестве субсидий на проведение исследований, результатом которых стали преимущественно благоприятные отзывы и сообщения о его стране. «Я называю это просвещенным авторитаризмом», - заявила в интервью о правительстве Назарбаева директор Института новых демократий (Institute for New Democracies) Маргарита Ассенова (Margarita Assenova). Этот институт является партнером Центра стратегических и международных исследований, и он уже подготовил целый ряд докладов о Казахстане.
Последним фронтом в этой войне стал окружной суд США в Вашингтоне. В конце прошлого года родственники Алиева, требующие от двух американских консалтинговых фирм 2 миллиарда долларов компенсации за ущерб, подали иск, в котором утверждается, что правительство Казахстана перечисляет деньги конгрессменам, дабы те не вставали на сторону Алиева и его родственников - Давинчи Хурани и его брата Иссама. Активы их нефтяной компании были подвергнуты аресту. Иссам Хурани женат на сестре Алиева.
Если эти обвинения соответствуют действительности, то такие действия представляют собой нарушение закона. Но посольство Казахстана и адвокаты консалтинговых фирм заявляют, что письмо, представленное Алиевым в суд в качестве улики (оно якобы написано послом Казахстана), это подделка, причем далеко не первая в череде грязных трюков Алиева и его наемных сторонников.
«Алиев давно уже пытается свергнуть президента Казахстана, - говорит адвокат ответчика Мортон Таубман (Morton S. Taubman). – Это очередной шаг в его длительных усилиях по достижению данной цели».