Российские магнаты рассматривают недавнее предложение Дмитрия Медведева о реформировании корпоративного управления, которое могло бы изменить баланс сил в нескольких крупных корпоративных битвах.
Как часть одного из крупнейших проектов Медведева по превращению Москвы в международный финансовый центр, президент хочет добиться большей прозрачности, усилить применение международных стандартов и наделить большей властью миноритарных акционеров.
Несмотря на всем известную славу России как страны с черной бухгалтерией и воровством миллионов, если не миллиардов долларов, из крупных компаний, предлагаемые меры могут реально изменить бизнес-климат в стране.
«Страна меняется», - считает Олег Дерипаска, владелец «Русала», ведущего производителя алюминия в мире. «С помощью инициатив по созданию финансового центра и привлечения иностранных инвестиций корпоративное право меняется. Через год, уверен, ситуация уже кардинально изменится».
Крис Бартер, старший партнер в Goldman Sachs в Москве заявил: «Существует коллективное согласие, что необходимы фундаментальные изменения, иначе отток капитала замедлит развитие российской экономики».
Так или иначе, у Дерипаски есть свои причины изучать реформы. По его словам, некоторые предложения помогут ему заполучить контроль над «Норильским никелем», ведущим мировым производителем никеля, отняв его у Владимира Потанина, конкурирующего магната.
Меры, которые бы принесли Дерипаске выгоду, включают в себя большую прозрачность и предоставление информации миноритарным акционерам, закон, обязывающий оглашать значительные изменения во владении, и возможное введение запрета на голосование казначейскими акциями руководством.
Дермпаска считает, что Потанин, владеющий 30% «Норильского никеля», сговорился с менеджментом компании, который голосует 7% казначейских акций, чтобы захватить контроль над корпорацией в их трехлетней борьбе.
Любой запрет на голосование казначейскими акциями поставит Потанина в меньшинство. Любые меры, обязывающие вести более открытое управление, могут помочь избежать повторения серии темных операций, которые, как утверждает Дерипаска, были осуществлены, чтобы уменьшить его права как держателя 25% акций «Норильского никеля».
Потанин категорически отрицает, что его инвестиционная группа «Интеррос» действует в сотрудничестве с менеджментом «Норильского никеля», чтобы контролировать принятие решений, и недавно заявил Financial Times, что приветствует реформы президента.
Александр Бранис, глава комитета по корпоративному управлению, созданного как часть реформы Медведева, заявил, что многие предложения еще обсуждаются и еще слишком рано говорить о том, когда они будут применены.
«Существует политическая воля и это само по себе позитивно», - заявил Бранис, являющийся также главой Prosperity Capital Management. «Осталось лишь узнать, останется ли политическая воля через некоторое время».
Реформы поддерживаются частными предпринимателями, которые верят, что лучшие законы смогут защитить их от нападений со стороны государства. Но нет уверенности, что реформы будут исполнены в случае, если Медведев не будет переизбран на второй срок в следующем году.
Бранис заявил, что все еще обсуждающиеся правила, определяющие деятельность вовлеченной компании, должны быть определены более ясно. «Существует огромный спектр вопросов, требующих решения», - считает он.
Любая попытка ввести запрет на голосование казначейскими акциями также может быть заблокирована, считает он.
Такое изменение ударит не только по правлению в Норильске, но и по «Сургутнефтегазу», дружественной Кремлю нефтяной компании, которая прекратила публиковать какую-либо информацию о своих международных операциях несколько лет назад, несмотря на то, что обязана. Перед тем, как прекратить публиковать информацию, менеджмент компании контролировал ее с помощью казначейских акций.
Некоторые наблюдатели, среди которых Уильям Браудер, считают, что реформа Медведева является лишь прикрытием.
Браудер считает, что недавнее уголовное дело в отношении Алексея Навального, блоггера и борца с коррупцией, и запрет на въезд в страну самого Браудера делают из реформы посмешище. «Есть вся эта риторика, а потом они задерживают Навального, который единственный хоть что-то делает», - считает Браудер.