Пока на Ливию падали все новые и новые бомбы, внезапно стало известно, что одна страна-член НАТО поставляла бомбы ливийскому лидеру.
По сообщениям, несколько испанских банков финансировали производство кассетных бомб – вооружения, которое с 2008 года находится под запретом.
В результате одного взрыва кассетной бомбы тысячи более мелких бомб распространяются по огромной территории.
Некоторые из них взрываются не сразу, и затем дети находят неразорвавшиеся бомбы маленького калибра и думают, что с ними можно поиграть.
Однако это не игрушки.
Применение кассетных бомб в населенных районах – как это было недавно в Мисрате, - практически гарантирует гибель мирных жителей. Именно поэтому производство этих бомб запрещено в более чем ста странах.
Маркировка на осколках, найденных в Ливии, указывает на то, что они принадлежат испанской компании Instalaza.
АННИ ЮМИ ДЖО, антивоенная активистка: Там были найдены запрещенные кассетные боеприпасы МАТ-120, которые Каддафи приобрел и применил против населения Мисраты. Бомбы произведены испанской компанией, а производство финансировалось банками Испании.
Как получилось, что испанское вооружение попало в руки сил полковника Каддафи?
В 2007 году Инсталаца извлекла максимальную выгоду из отмены санкций в отношении Ливии – тогда Запад в очередной раз стал благоволить режиму в Триполи.
Испанская компания выиграла контракт по поставке силам Каддафи кассетных бомб МАТ-120 – и работала в соответствии с условиями контракта до 2008 года, пока Испания не подписала международную конвенцию, запрещающую кассетные бомбы.
Однако поскольку Ливия снова стала врагом, теперь получается, что Испания, будучи членом НАТО, борется с режимом, который сама же и вооружала.
Причем следы уходят и дальше – к банкам Испании, которые предоставляли фирме Instalaza финансовую возможность производить смертоносное вооружение.
АННИ ЮМИ ДЖО, антивоенная активистка: Мы хотели рассказать об этом общественности, показать связь, которая существует между банками и гибелью мирного населения в конфликтах.
Конвенцию о кассетных боеприпасах, запрещающую производство и использование кассетных бомб, подписали многие страны, включая Испанию.
Однако есть лазейка.
ЭСТЕР ВАНДЕНБУРКЕ, правозащитник: В конвенции есть один пункт, статья 1С, в которой говорится о запрете на содействие производству бомб. Многие страны истолковали этот пункт как запрет и на финансирование тоже. Однако Испания пока этого не сделала.
Это означает, что, хотя Instalaza больше не может производить и продавать кассетные боеприпасы, испанские банки могут продолжить инвестировать в это производство.
Испанская правозащитная организация обнаружила, что в одной только Испании функционирует 14 банков, задействованных в финансировании 19 производителей кассетных бомб.
BBVA – испанский банк, который активнее всех спонсировал производителей этого вооружения. Именно подобное широкомасштабное финансирование возмущает правозащитные организации, которые призывают к ужесточению политики - чтобы банки несли ответственность.
Однако без соответствующих законов, связанными остаются не только производители оружия и финансирующие их банки, но и банки и клиенты.
ЭСТЕР ВАНДЕНБУРКЕ, правозащитник: Деятельность банков не очень прозрачна. Выяснить, как они используют деньги вкладчиков, не так просто.
Многие из банков, указанных в исследовании, теперь заявляют, что их политика касательно финансирования производства вооружения изменится.
Однако пока этого не случилось, и в условиях темного мира производства вооружений война остается выгодным бизнесом.