Иран очень чувствительная страна и очень легко испортить с ним отношения, неправильно расставив акценты. Все, что пишется или говорится об Иране, в большей степени является скорее желаемым, нежели действительным. По мнению ряда аналитиков, последние события во внутренней политике страны не обязательно обстоят именно так, как преподносят СМИ.
Что на самом деле происходит между клерикалами и светской властью в Иране – не знает никто, потому что никакое сообщение невозможно подтвердить или опровергнуть. Что касается предстоящего визита в Армению президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, то он, скорее всего, призван устранить некоторые опасения Еревана относительно роли Тегерана в урегулировании карабахской проблемы и подтвердить экономическое сотрудничество в области энергетики. Визит также покажет, что в Иране нормальная внутриполитическая обстановка.
По словам директора Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимира Захарова, в Иране действительно происходят серьезные изменения. «Ряду политических деятелей страны стало ясно, что исламский Иран не сможет существовать без строгого религиозного контроля. Его может поддерживать только духовенство, но это не путь ХХI века. Из-за этого и идет противостояние между гражданским и религиозным обществом», - заметил эксперт. Владимир Захаров отметил, что молодежь не отказывается от веры, такого и в мыслях нет, но она хочет жить, как ее сверстники на Западе. «Во что выльется противостояние – предугадать практически невозможно, а тут еще противостояние с США, Западом и рядом арабских стран. В Иране четко знают, что в случае агрессии США могут произойти изменения, которые никого не устроят», - подчеркнул он.
Тем не менее, если сделать ряд предположений, то получается следующая картина. После «откровений» представителя духовного лидера Ирана аятоллы Сеида Амели «за кулисами противостояния Иран – Азербайджан» продолжаются яростные споры в Азербайджане. Более того, его слова вызвали весьма резкую оценку в Армении.
Напомним, что имам Амели в начале мая заявил, что на стороне Азербайджана в карабахском конфликте воевали иранцы, афганцы и турки. Его слова подтвердил бывший замминистра внутренних дел Азербайджана, брат покойного командира азербайджанского ОМОНа Ровшана Джавадова, сосланный в Австрию политэмигрант и политический деятель Махир Джавадов. Он утверждает, что президенты Азербайджана Эльчибей и Гейдар Алиев не дали Ирану возможности помочь Азербайджану в карабахском вопросе.
Отношения Ирана с Арменией настолько близки и продвигаются в позитивном русле, что подобная информация могла быть распространена только из Азербайджана. Нельзя исключить и то, что имам Амели по национальности азербайджанец. Однако провокация имама не удалась и в последнее время напряженность между Ираном и Азербайджаном не ослабевает. Имам Амели также заявил, что Иран оказал организационную поддержку в доставке, при необходимости, на линию фронта, тысяч бойцов из Афганистана. «Мы снабжали оружием и боеприпасами не армян, а азербайджанских братьев. Наши базы по военной подготовке располагались не в Армении, а в Азербайджане. В Азербайджане сегодня живут тысячи свидетелей, которые могут подтвердить мои слова. Они живы, и имея хоть крупицу совести, могут подтвердить мои слова», - заявил аятолла Сейид Амели.
Все это очень смахивает на «слив» информации со стороны Баку, однако никоим образом это не повлияло на армяно-иранские отношения. Тегеран прекрасно знает, что в регионе, кроме христианской Армении, у него почти нет союзников. Да и у Армении, зажатой со всех сторон, есть один надежный путь – через Иран. И именно через Иран Армения может получить выход к теплым морям и не зависеть от грузинских капризов.