Чтобы выйти из тупиковой ситуации в Ливии и предотвратить там дальнейшее кровопролитие, президент Обама попросил в прошлом месяце российского президента Дмитрия Медведева передать ливийскому диктатору Муаммару Каддафи, что тот останется жив, если покинет Ливию. Медведев на пресс-конференции заявил, что Россия его не примет.
Международный уголовный суд выдал ордер на арест Каддафи и его сына Сейфа аль-Ислама. Безусловно, этих людей давно пора отправить в Гаагу – но во что это обойдется?
Обама хочет избежать повторения четырехмесячных сражений с целью смещения диктатора Кот д’Ивуара Лорана Гбагбо. В ходе боевых действий погибли тысячи мирных жителей, как минимум 800000 человек были вынуждены покинуть свои дома, а финансовая столица и крупнейший город страны Абиджан оказался в руинах.
Ни Генеральный Секретарь ООН, ни французские военные не сумели уговорить Гбагбо выйти из своего бункера. Столкнувшись с перспективой провести остаток жизни в тюрьме, он почувствовал, что выбора у него нет, и надо сражаться до конца. Если бы была возможность предложить Гбагбо выход, противостояние могло закончиться на несколько месяцев раньше. А выходом могла стать постоянная ссылка.
Может ли мировое сообщество посылать таких диктаторов как Гбагбо или Каддафи куда-нибудь, гарантировав их невозвращение? Нужно найти настолько удаленное и настолько хорошо охраняемое место, чтобы эти отвратительные типы никуда не могли оттуда сбежать.
В 1815 году в Европе была похожая проблема. Наполеон Бонапарт 17 лет вел разрушительные войны по всей Европе, в результате которых погибло не менее 6 миллионов человек. Ему удалось бежать из ссылки на острове Эльба в Средиземном море и набрать армию в 200 тысяч человек, прежде чем он потерпел окончательное поражение при Ватерлоо.
Дабы обеспечить его невозвращение, Британия выслала Наполеона на остров Святая Елена, находящийся посреди южной части Атлантического океана. Это один из самых удаленных островов на планете, и ближайшая земля находится от него в тысяче с лишним миль.
Святая Елена - полностью изолированный остров. Там нет коммерческого аэропорта (хотя строительство планируется), и проживает на нем чуть больше 4000 жителей. За последнее десятилетие их число уменьшилось на 20%. Площадь района Блю Хилл в юго-западной части острова составляет 14 квадратных миль, и там живет всего 153 человека. Идеальное место для отставных ссыльных диктаторов.
Британия, которой до сих пор принадлежит Святая Елена, может отдать часть земли в аренду ООН, а «голубые каски» этой международной организации в состоянии обеспечить охрану и безопасность. ООН могла бы построить там комфортабельный коттедж (а может, большой шатер), отделенный от остальной части острова высоким и прочным забором. Каддафи получал бы почту из внешнего мира (после прочтения ее охраной, как делается в большинстве тюрем), но не имел бы доступа ни к интернету, ни к телефонной связи.
Каддафи мог бы привезти с собой ближайших родственников – свою супругу и детей. Наполеон прибыл на Святую Елену с небольшой группой сторонников, которые были вынуждены подписать документ, обязывающий их находиться с ним неопределенное время. (Жена Наполеона предпочла остаться во Франции, где у нее возник хорошо известный всем роман с австрийским графом, входившим в ее свиту, что вызвало недовольство у Наполеона.)
Конечно, таких диктаторов как Каддафи нельзя отпускать безнаказанно. Ссылка на Святую Елену может быть предложена исключительно для того, чтобы положить конец тупику, из которого крайне сложно найти выход. Совет Безопасности ООН обладает соответствующими полномочиями и может запретить Международному уголовному суду вести дело против Каддафи. Торжество справедливости будет обеспечено лучше, если Каддафи и ему подобные люди окажутся в Гааге. Но у мирового сообщества есть еще более важная обязанность – защищать жизни ни в чем не повинных мирных людей и предотвращать ненужные страдания и разрушения.
Святая Елена может работать по правилам отеля «Калифорния»: поселиться там можно, а вот выселиться – никогда. Каддафи будет обречен жить там до самой смерти в тихом уединении. Безусловно, это великолепное место для написания мемуаров, а пойти по стопам Наполеона – в этом есть даже некий шарм.
Еще одно требование – это полное лишения диктаторов и членов их семей всех финансовых активов. Все оффшорные счета, вся недвижимость этих людей в Лондоне или Дубаи должны быть конфискованы, а деньги возвращены в казну их стран. На Святой Елене будет действовать принцип «все включено», поэтому деньги диктаторам не понадобятся.
Вполне может получиться так, что Каддафи окажется единственным диктатором на Святой Елене. Но поскольку достойных кандидатов много, да и новые появятся наверняка, вполне возможно, что Святая Елена получит столь необходимый ей толчок к экономическому развитию от своих новых обитателей.
Настоящая же цель всего этого – избежать кровопролития и разрушений, подобных тем, что мир увидел в Кот д’Ивуаре. К сожалению, это получило продолжение в Ливии.
Автор статьи – исполнительный директор Центра международной политики (Center for International Policy) в Вашингтоне.