Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коррупция тормозит перемены в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние десять-двадцать лет Россия неизменно страдает от разгула коррупции, беззакония и произвола судебной власти. Так считает финансист Йохен Вермут, но он же полагает, что в стране происходят серьезные сдвиги, которые позволят кардинально изменить ситуацию.

За последние двадцать лет Россия достигла огромного прогресса. Однако для привлечения инвестиций в страну нужны дальнейшие существенные реформы. С нами в студии Йохен Вермут, управляющий партнер компании Wermuth Asset Management. Йохен, спасибо, что пришли.

Я не хотела бы повторять кое-что, что Стив сказал несколько дней назад, потому что это уже совсем не новость, но все же. Передо мной список некоторых фундаментальных проблем, на которые, как вы говорите, нужно немедленно обратить внимание, чтобы Россия смогла реализовать свой потенциал. И похоже, что этот список могли за последние десять-двадцать лет зачитывать много раз, и мы об этом перечне уже много раз слышали.

Меньше судебного произвола, беспристрастное и твердое обеспечение соблюдения законов, меньше коррупции – вот что здесь, в общих чертах… Так как же инвесторы могут надеяться, что эти проблемы будут решаться в ближайшее время, чтобы обеспечить базу для инвестирования?

ЙОХЕН ВЕРМУТ, управляющий партнер Wermuth Asset Management: Прежде всего, сегодня важный день для нас. Мы работаем с российским правительством много лет, с 1993 года, пытаясь убедить их сделать несколько необходимых вещей. И Россия в самом деле значительно изменилась за последние годы, но некоторые базовые вещи еще не поменялись: коррупции все еще очень много, Россия – мировой чемпион по коррупции, судьи недостаточно независимы.

Сегодня мы сделали большой шаг: опубликовали в ведущей российской газете «Ведомости» наши мнения, прямолинейные слова о том, что люди думают о России. Президент России уже это видел, а теперь это стало достоянием общественности. И мы собираемся подтолкнуть всех к тому, чтобы навести порядок. Потому что люди в России уже сыты по горло многими проблемами, которые еще не решены.

Йохен, это связано с выборами? Потому что, насколько я знаю, президент Медведев пытался дистанцироваться от премьер-министра Путина. Предполагается, что Медведев, вероятно, может быстрее решать проблемы коррупции и судебной власти, а также диверсификации экономики. Он считает, что может быстрее, чем Путин, развивать технологии.

ЙОХЕН ВЕРМУТ: Конечно. Кризис 1998 года привел к макрореформам, а новый кризис 2008-го вынудил президента Медведева сказать, что Россия – коррумпированная отсталая страна, и это нужно менять. В ноябре 2009 года это было опубликовано в Интернете. С тех пор он взялся за дело. Год назад он обещал значительно улучшить инвестиционный план. Он говорил, что действовать нужно сейчас, пришло время, это легко, проложим путь, все не так уж сложно.

В чем тогда выгода для инвесторов сейчас? Ведь все вышеупомянутое еще пока только на словах.

ЙОХЕН ВЕРМУТ: Да, некоторые основные шаги еще не сделаны. Но сегодня существует возможность того, что Россия повторит путь, проделанный в 1960-1980-х годах Японией, ВВП которой увеличился с 40 миллиардов долларов по сегодняшним ценам до триллиона, а годовой прирост экономики составлял 7,5-10 процентов.

Для этого необходимо всего несколько простых вещей. Россия вступает в ВТО в этом году или в начале следующего, она, наконец отменяет визовый режим, назначает судей на более длительные сроки, и уясняет, что высшей судебной инстанцией является не она сама, а Европейский суд по правам человека. А он уже трижды принимал решения, которые приводятся в исполнение в России.

Посмотрите, как поступил Сингапур. Казалось бы, это феодальное владение одного человека, но ведь раньше их верховный суд находился в Лондоне, и они сумели утвердить верховенство закона. И Россия, по-моему, может вот-вот сделать то же самое, и это было бы большим прорывом для ведения бизнеса в России.

Инвесторы склонны рассматривать Россию лишь в одном измерении – как рынок сырьевых активов, где можно, в частности, играть на нефтяных ценах. Те меры, о которых вы говорите, откроют для инвесторов и другие секторы экономики?

ЙОХЕН ВЕРМУТ: Конечно. Если взглянуть на российский индекс, можно в принципе купить баррель нефти, ведь это на восемьдесят процентов сырье. А с экономикой России все наоборот: наибольшая добавленная стоимость в сфере потребительских товаров, высоких технологий. Многие вещи, которыми мы пользуемся, – технологии распознавания голоса, Google и так далее – это российские разработки, но мы просто об этом не знаем.

Итак, мы видим попытку эффективнее использовать человеческий капитал России, крупные инвестиции в технопарки, зоны свободной торговли. То есть Россия признала: если она не станет самым привлекательным местом жительства для всех на свете, для умнейших людей мира, то она не выживет. Президент Медведев заявил об этом. И он занял, как вы справедливо говорите, такую позицию, пожалуй, это предвыборная позиция: вот тот человек, которого надо поддержать, если вы хотите относительно быстрых реформ в России.

Но экономические показатели не улучшаются, не так ли? То есть в каком-то смысле положение дел в плане инвестиций ухудшается. В ответ на угрозу инфляции Центральный банк устанавливает высокие процентные ставки. Так что даже если вы готовы мириться со многими из существующих проблем, в ближайшие полтора года на этом рынке будет труднее делать деньги.

ЙОХЕН ВЕРМУТ: Мы смотрим на это с противоположной стороны, и вот в чем дело. Идет отток капитала, Центральному банку приходится повышать процентные ставки, чтобы удержать инфляцию под контролем, в преддверии выборов люди испытывают страх и чувство неуверенности, и это создает нагрузку на рынок. Но с точки зрения инвестиционной стратегии стоимости, перед нами открываются фантастические возможности.

Можно за полцены купить электростанцию с 11-процентной гарантией правительства России на ее первичный капитал и 22-процентной реальной прибылью. Это фантастическое предложение, через два-три года цена вырастет в четыре раза. Так что мы думаем, это хорошее время. Мы также говорим, что делаем несколько смелый шаг, объявляя публично, что сейчас надо двигаться. И надеюсь, завтра я полечу обратно в Москву.

Перевод выполнен ИноТВ.