Находясь ровно на маршруте, которым идет героин своим путем с маковых полей Афганистана на рынки Европы, Россия давно омрачена наихудшей на континенте эпидемией героина, и по неофициальным оценкам, в стране могут принимать этот наркотик до двух миллионов человек.
Многие правозащитные группы и сети поддержки говорят, что России нужна гуманная политика в отношении наркотиков, чтобы справиться с эпидемией, должна быть разрешена заместительная терапия и наркоманам и наркозависимым должно предоставляться безопасное инъекционное оборудование, чтобы остановить распространение ВИЧ. До миллиона россиян уже, как представляется, имеют позитивный анализ на ВИЧ, и большинство из них заполучили вирус через внутривенное введение наркотиков.
Виктор Иванов, глава российского Государственного антинаркотического комитета, говорит, что России приходится нести тяжесть провала натовской политики в Афганистане, который привел к тому, что страна буквально наводнена героином. И хотя Россия обвиняет в проблемах Запад, в стране пользуется достаточно незначительной поддержкой то, что они называют «западными» методами борьбы с наркоманией. Принудительное лечение в жестоких реабилитационных центрах, судя по всему, продолжается, и остается основным ответом на распространение эпидемии. Россия – единственная страна в Европе, где заместительная терапия запрещена, и г-н Иванов недавно говорил The Independent, что она никогда не будет введена в России. «Вообще нет свидетельств, которые могли бы показать, что это работает», - сказал он. Сторонники заместительных наркотиков, таких как метадон и бупренорфин, говорят, что это неправда. Они заявляют, что программы заместительной терапии дают властям шанс протянуть руку наркоманам, тем самым уменьшая преступное поведение с их стороны, когда им нужны деньги на наркотики, и предоставляя возможность им получать медицинское обслуживание и лечение. Она также означает, что наркоманы получают возможность избегать небезопасных процедур инъекций.
Но как бы там ни было, наблюдается тенденция ужесточения законодательства. Так называемые программы «уменьшения вреда», в рамках которых наркоманам предоставляются чистые иголки и шприцы, не идут в России, особенно при том, что международные доноры отмечают, что Россия сейчас рассматривается как экономически стабильное государство, которое не нуждается в помощи, а российские власти сами отказываются финансировать подобные программы.