«Запрет на импорт свежих овощей из стран Евросоюза вступает в силу сегодняшнего дня», сообщило в среду информационное агентство Интерфакс о решении главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, в соответствии с которым на российский рынок не допускались не только овощи из Испании и Германии. Хотя за несколько часов до этого, проведя исследования, которые показали, что инфекция идет не из Испании, а локализована в небольшой зоне Германии, Брюссель отменил предупреждение о распространении смертоносной кишечной палочки, Москва приняла решение о введении эмбарго.
Россия не впервые принимает столь жесткие решения. Еврокомиссия расценила действия России как несоразмерные и предупредила, что потребует объяснений. Возможно, этим дело и закончится, все останется на словах, несмотря на экономические последствия для сельского хозяйства.
Как пояснил Иан Бегг (Iain Begg), научный сотрудник Европейского института Лондонской экономической школы (английская аббревиатура LSE), «реакция Россия чисто инстинктивная и, вероятно, по своему характеру больше популистская, чем научно обоснованная». Президентские выборы в России запланированы на март 2012 года.
Вызвано ли это стремлением заручиться поддержкой избирателей или просто российской привычкой делать из мухи слона, как считает один европейский чиновник, очевидно, что доводы Москвы малоубедительны. «Происшедшее показывает, что хваленое санитарное европейское законодательство, то самое, к которому они предлагают присоединиться и России, не работает», обобщает агентство ЭФЕ объяснения российской стороны.
На практике, помимо запрета на ввоз продуктов, Россия подвергают процедуре осмотра путешественников, въезжающих на ее территорию из стран Евросоюза, в особенности из Германии, на предмет выявления признаков отравления кишечной палочкой. С 28 мая осмотру были подвергнуты около 46.000 человек на пограничных контрольно-пропускных пунктах и в аэропортах страны, однако до настоящего времени подозрительных случаев обнаружено не было, сообщают источники в Роспотребнадзоре. При этом они не уточняют, как проходит осмотр туристов.
Репрессивные меры?
Россия и Евросоюз проведут давно ожидаемую встречу в верхах 10 июня в Нижнем Новгороде. Глава представительства ЕС в России Фернандо Валенсуэла (Fernando M. Valenzuela) предупредил, что если Москва не отменит свое решение, то этот вопрос будет поднят на встрече в верхах. Российские интересы также играют свою роль в этом вопросе. Среди прочего, Москва надеется в этом году подписать соглашение об отмене визового режима. Недавно была достигнута договоренность о дорожной карте, и именно на следующей неделе этот вопрос будет обсуждаться на пленарном заседании Европейского парламента. Именно Испания и Германия выступили за отмену виз, чему противятся некоторые страны Восточной Европы, входящие в Евросоюз.
В любом случае, вряд ли Евросоюз пойдет на принятие каких-то репрессивных мер. Профессор Бегг полагает, лучшим решением будет просто не обращать внимания на запрет. «Я сомневаюсь в том, что экспорт овощей в Россию представляет экономическую значимость для Евросоюза. Если запрет будет распространен на другие продукты, тогда нельзя исключать более жесткой реакции, но поскольку Россия не является членом Всемирной торговой организации, а мы заинтересованы в импорте ее газа, принять репрессивные меры будет не так-то просто».
Исторически экспорт продовольственных продуктов был одной из главных статей дохода Евросоюза. В течение многих лет Европа фактически был нетто-импортером, что и стало одной из главных причин разработки Единой сельскохозяйственной политики в 60-е годы прошлого века. При этом, в 2010 году ЕС экспортировал в Россию 1.100.000 тонн фруктов и овощей, что составляет 25% от общего объема их производства, на сумму около 600 миллионов евро, сообщают источники в официальных учреждениях ЕС.
Ставка Европы
Последний раз Россия поставила Европу в весьма затруднительное положение в 2009 году, когда разразился так называемый газовый кризис. Глава правительства РФ Владимир Путин распорядился перекрыть поставки газа в Европу по территории Украины. Последствия этого сказались по меньшей мере на 16 странах, от Хорватии до Франции. «Нам удалось добиться быстрого решения, поскольку Европа выступила единым фронтом», заявил Ферран Таррадельяс (Ferran Tarradellas), который в то время был официальным представителем еврокомиссара по энергетике, а комиссаром ЕС по энергетике был Андрис Пибалгс (Andris Piebalgs).
Он вспоминает, что Путин хотел созвать совещание глав европейских государств, чтобы обсудить кризис, но Европа решила, что вместо глав государств и правительств 27 европейских стран поедет лишь профильный комиссар в сопровождении министра энергетики Чехии, которая в то время осуществляла председательство в Евросоюзе. «Мы показали им, что они ставят под удар не только поставки газа в Германию или Испанию, а рискуют своим самым крупным рынком сбыта, рынком Евросоюза. В тот же вечер Владимир Путин и Юлия Тимошенко пришли к соглашению».
Смешно звучит сейчас короткое изречение Путина, напечатанное в конце прошлого года в немецкой газете Süddeutsche Zeitung: «Экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока». Российский премьер хотел ускорить создание континентального рынка и призывал сделать выводы из финансового кризиса. Сейчас российским властям лучше самим извлекать выводы, подчеркивает другой чиновник Евросоюза, если они хотят восстановить свою репутацию и поддерживать цивилизованные отношения с Европой.
«Русские отдают себе отчет в том, что они великая держава, и когда ведут переговоры с третьими странами, то исходят из того, насколько крепки их собеседники. Поэтому для обеспечения успеха Евросоюз в данном вопросе также выступает единым фронтом. Рынок Евросоюза составляет 500 миллионов человек, что тоже немаловажно», добавляет Таррадельяс.