Кабул - Британия и США принимают требования повстанцев покончить с санкциями в отношении бывших лидеров талибов, включая печально известного Мохаммеда Каламуддина.
Великобритания и Соединенные Штаты настаивают на том, чтобы санкции ООН в отношении 18 бывших высокопоставленных талибов были сняты уже в июне. Это может являться признаком того, что западные державы уже планируют добиться мира с талибами путем переговоров.
Среди кандидатов на снятие санкций - и противоречивая фигура бывшего главы религиозной полиции режима Мохаммеда Каламуддина, чьи бойцы несут ответственность за ряд самых жестоких зверств в эпоху правления режима талибов.
Официальные лица уверены, что данный шаг пошлет ясный сигнал повстанцам, что реинтеграция в афганское общество возможна, если они сложат оружие.
Санкции были введены в 1999 году, когда талибы были у власти, и были продлены и расширены после терактов в Америке 11 сентября 2001 года. В рамках этих санкций примерно 140 мятежникам запрещено въезжать в США или иметь там банковские счета. Снятие ограничений было ключевым требованием повстанцев в Афганистане, и долгое время поддерживалось афганскими властями.
Исключение из списка таких людей как Каламуддин, судя по всему, очень неоднозначный шаг. Патрули главы религиозной полиции избивали женщин и мужчин на улицах, проводя так в жизнь талибскую концепцию строгой и скрупулезной интерпретации ислама. Как министр, Каламуддин также издавал свои собственные указы, включая запрет женщинам носить макияж или высокие каблуки.
Среди других кандидатов на отмену санкций - разные хорошо известные фигуры, которые действовали как посредники в контактах между афганским правительством и боевиками в последние годы - это Арсала Рахмани, бывший талибский министр образования, который, как и Каламуддин, особо не светился после того, как был выпущен из тюрьмы в 2005 году.
Афганский министр также заявил, что снятие санкций в отношении таких людей будет способствовать созданию ветви «Талибана» в третьей стране, так как ключевым посредникам, многие из которых ранее были высокопоставленными фигурами в движении, будет разрешено передвигаться за пределами Афганистана, тогда как сейчас они живут в Кабуле.
Турция, Туркмения и Катар - все предложили устроить у себя подобное бюро, сообщили Guardian афганские и западные чиновники в Кабуле.
Высокопоставленные афганские официальные лица в Кабуле также заявили, что контакты с талибским руководством теперь могут быть описаны как «систематические» и «значительно продвинутые» по сравнению с более ранними «неорганизованными» дискуссиями.
Переговоры включают поездки посланника между Кабулом и Пакистаном на регулярной основе, он увозит предложения и привозит контрпредложения, сказал министр, непосредственно осведомленным по делу «мирного процесса», как его называют в афганской столице.
Поиск пути решения десятилетнего конфликта в Афганистане усиливается по мере того, как западные правительства готовятся вывести войска. Недавно стало известно, что американские официальные лица и представитель талибов провели три встречи за последние два месяца, причем две из них в Катаре и одну в Германии.
Еще одним шагом в этом направлении стал «недавний» приезд в Кабул представителей сети Хаккани, одной из наиболее эффективных и несговорчивых групп повстанцев, сообщили представители властей Guardian. Сеть Хаккани, названная в честь своего лидера Джалалуддина Хаккани, как многие считают, имеет связи с ISI, главной пакистанской разведслужбой.
За последние шесть лет лишь 15 фамилий были исключены из списка санкций. Ключевой рычаг находится в Вашингтоне, где сейчас наблюдается практически единогласная поддержка идеи исключения из списка десятков частных лиц. Такой «делистинг» требует согласия пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Россия ясно дала понять, что она сейчас возражает против подобного шага и может заблокировать любое массовое снятие санкций. Франция поддерживает шаг, а Китай выгляди неоднозначно настроенным.
Запрос на исключение из списка 47 человек, как предполагалось, должен был быть передан Кабулом в комитет по санкциям ООН до ключевой встречи 16 июня. Однако, на данный момент необходимые документы собраны афганскими властями лишь в отношении 18 человек. Дальнейшие возможности по исключению каких-либо фигур из списка появятся позднее в этом году. Британия и Америка также пытаются полностью ликвидировать список санкций или разграничить его между «Аль-Каидой» и «Талибаном».
Однако предложение о снятии санкций не было встречено всеобщим одобрением в самом Афганистане. «Если есть договоренность о том, что «Талибан» и такие люди, как он (Каламуддин), возвращаются к власти, все будет также как раньше, и мы потеряем все наши свободы», - говорит Мониса, 24-летняя сотрудница неправительственной организации в Кабуле.
Ранее на этой неделе Каламуддин заявил Guardian, что ограничения были наложены на него «как на человека» и что он «обладает такими же правами, как и любой другой».
Скорее всего, активных участников движения «Талибан» не будет среди тех, кого исключат из списка, заявили официальные представители властей The Guardian. «Не ожидайте увидеть среди них Муллу Омара (верховного лидера «Талибана»)», - сказал один из них.