Российский интернет-рынок является самым крупным и быстроразвивающимся в Европе, но продолжает оставаться под контролем местных игроков. Поэтому он представляет собой уникальную возможность для расширения, хотя это непростой процесс, как показывают недавние исследования.
Сейчас в России около 60 миллионов интернет-пользователей, что формирует второе по величине интернет-сообщество в Европе. Больше пользователей только в Германии – 65 миллионов человек. Всего лишь пять лет назад количество пользователей не превышало 10 миллионов, что меньше Нидерландов. Согласно исследованию британского международного банка GP Bullhound, если добавить все русскоязычные страны СНГ, к 2013 доступ в интернет получит 130 миллионов человек.
Из-за постоянно развивающейся инфраструктуры и сверхдоходов от продажи газа и нефти российская интернет-аудитория составит 93 миллиона человек - около 67% населения - что будет равняться показателю Франции этого года. Рост аудитории произойдет за счет городов-миллиоников, которых в стране десять.
В отличие от других европейских рынков, в России доминируют локальные игроки. «Яндекс», недавно проведший первичное размещение акций, контролирует поисковый сегмент; Google, обладающий 90% рынка Франции и Германии, в России смог добиться лишь 34%. Похожим образом, социальная сеть «vKontakte» обладает 72% рынка, против 19% у Facebook.
Если сравнивать топ-10 в Великобритании, Германии и России, то выяснится, что лишь одна неамериканская компания, ВВС, находится в английском топ-10, четыре в немецкой десятке (ProSiebenSat 1, Deutsche Telekom, United Internet и Axel Springer). В России же этот показатель равняется шести, и первые три места в десятке также принадлежат российским компаниям.
Топ-10 российским интернет-сайтов (курсивом выделены местные компании)
1. Mail.ru
2. Yandex
3. vKontakte
4. Google
5. RBC
6. Wikimedia
7. BitTorrent
8. Rambler Media
9. Microsoft
10. SUP
Экономика российского интернета выиграла за счет отсутствия иностранных игроков, что позволило создать многочисленные аналоги иностранным проектам.
Согласно Саше Афанасьевой, сотруднице GP Bullhound и соавтору исследования, остается много препятствий для работы компаний в России.
В России мало распространены кредитные карты, несмотря на то, что идет активное развитие направления. Население больше пользуется наличными деньгами, что представляет большое препятствие для интернет-торговли. Согласно докладу, социальные сети представляют большую возможность в России. Россияне - активные пользователи, проводя в сети в среднем 9,8 часов в месяц, тогда как средний показатель по миру 4,5 часа в месяц. В стране, где плохо развита защита потребителя и официальным СМИ не сильно доверяют, социальные сети стали постоянно набирающей значимость альтернативой и достоверным источником информации.
Скорее всего, самым значимым препятствием остается восприятие бизнес-рисков. Защита IP в России не соответствует европейским стандартам. Страна также входит в список худших стран по борьбе с нарушениями авторских прав 14-й год подряд, согласно специальному докладу 301 американской торговой палаты.
Юридические сложности также усложняют ведение бизнеса. Закон от 2008 года запрещает иностранное владение компаниями, которые имеют отношение к стратегически важным элементам, к которым может относиться, например, кодирование.
Российская налоговая система считается непрозрачной, политическая не воспринимается настроенной дружески по отношению к иностранным компаниям. Примеры того - компании Hermitage Capital и British Petroleum. Согласно Афанасьевой, в России довольно распространена практика, когда аудиторы, проверяющие компанию, работают в этой самой компании.