Пришло время президенту Бараку Обаме начать неофициальные трехсторонние переговоры с королем Саудовской Аравии Абдаллой и президентом России Дмитрием Медведевым по стабилизации мировых цен на нефть. Оставлять решение в руках спекулянтов не служит интересам ни одной из этих трех стран. В середине недели цена, несмотря на снижение, по-прежнему превышала 100 долларов за баррель, а нефть марки Brent в настоящее время торгуется на уровне примерно в 112 долларов за баррель.
Как ни странно, производители нефти надеются, что цена будет опускаться дальше: если нефть станет слишком дорогой, клиенты начнут искать другие источники энергии. На прошлой неделе, выступая в программе Фарида Закариа (Fareed Zakaria) на CNN, принц Аль-Валид бин Талал (Al-Waleed bin Talal), племянник саудовского короля, признался, что Саудовская Аравия стремится к цене на нефть «между 70 и 80 долларами [за баррель] не только, чтобы помочь Западу, но также и в своих интересах. Мы не хотим, — сказал он, — чтобы Запад искал и нашел альтернативу, так как очевидно: чем выше цена на нефть, тем выше у вас стимул искать альтернативу». В то же время, 23-процентное увеличение цен на сырую нефть марки Brent в этом году также может повлиять на рынки природного газа, поскольку цены на долгосрочные поставки природного газа связаны с ценами на нефть. Это не только означает, что «европейская цена контракта газа вырастет», но также, что «[Европейские] энергетические компании не будут подписывать новые контракты, связанные с нефтью», а также начнут искать альтернативы, считает Тьерри Брос (Thierry Bros), старший аналитик парижского отделения банка Société Générale.
Конечно, у Соединенных Штатов есть серьезные мотивы для снижения цен на нефть. Высокие цены на нефть серьезно подрывают семейный бюджет и ведут к росту розничных цен, ставя под угрозу слабо восстанавливающуюся экономику. Это в свою очередь делает Обаму политически уязвимым на предстоящих выборах 2012 года. Низкие цены на нефть ослабляют возможности некоторых нефтедобывающих стран, таких как Иран и Венесуэла, творить зло на мировой арене. По данным Credit Suisse Ирану необходимо сохранять цены на отметке выше 100 долларов, чтобы сбалансировать бюджет, который использует доходы от нефти для субсидирования растущих расходов на социальные нужды у себя дома. В Венесуэле момент равновесия еще выше — при 110 долларах за баррель. Беспокойство Саудовской Аравии по поводу стремления Ирана к контролю в зоне Персидского залива усиливает ее мотивы по снижению возможностей Ирана извлекать прибыль от продажи нефти. И пока высокие нефтяные цены помогают закрывать дефицит российского бюджета, экономисты из числа советников Медведева выражают обеспокоенность, что зависимость от нефтяных доходов продолжает сдерживать попытки создания в стране более здоровой экономики.
Действительно, несмотря на рост цен на нефть, в первом квартале 2011 года увеличение ВВП в России замедлилось, указывая на рост разрыва между ценами на нефть и экономическим развитием в России. Это привело министра финансов Алексея Кудрина к выводу, что нефть, которая лежала в основе экономического процветания при администрации Владимира Путина, «исчерпала свой потенциал» в качестве «локомотива роста».
Но в ценах на нефть также важна и стабильность, так как резкое падение цен может негативно повлиять на финансовое состояние и в России, и в Саудовской Аравии. Чтобы предотвратить беспорядки в своей стране и пресечь влияние Арабской весны, Саудовская Аравия стала больше финансировать расходы на социальные нужды. Она также увеличивает расходы на поддержку правительств соседних стран в попытке стабилизировать положение в Бахрейне, Йемене, Омане и Египте, что также отвечает интересам США в регионе. В России расходы тоже растут, в особенности в сфере обновления инфраструктуры страны и обеспечения социальных гарантий населению, что является частью путинского «социального контракта», основанного на уступках населению в обмен на курс Кремля к процветанию. И каждые десять долларов понижения цены нефти оборачиваются налоговыми потерями российского правительства в размере 2,2 миллиарда долларов. Но даже у США есть долгосрочный интерес в том, чтобы цены не обвалились резко. Более высокие цены на энергоносители подстегивают усилия по развитию новых технологий в деле использования собственных источников углеводородов и поиска альтернативных источников энергии — оба эти направления важны для обеспечения США большей энергетической безопасности.
Цена в 85 долларов за баррель, избранная в качестве цели, может быть неплохим компромиссом, удовлетворяющим интересам потребителей и производителей. По оценкам Центра глобальных энергетических исследований, для удовлетворения бюджетных запросов Саудовской Аравии необходима цена в 83 доллара за баррель. Нефть по такой цене тоже обеспечивает стремление России к продолжению диверсификации экономики без особых трудностей. Стабильная цена в 85 долларов за баррель без спекулятивных колебаний снизит цены на топливо и ослабит нагрузку на бюджеты американских семей, а также поможет стабилизировать цены на природный газ в Европе. Эта цена, к тому же, будет «достаточно высокой» для долгосрочных усилий по поиску и разработке технологий более эффективной добычи углеводородов, поиску и внедрению новых нетрадиционных источников для обеспечения неизбежно увеличивающейся потребности в источниках энергии развивающихся экономик Юга и Востока, а также по развитию и содействию внедрению альтернативных технологий, которые помогут преодолеть зависимость от углеводородов.
Ряд факторов могут оказать влияние на движение цен в том или ином направлении. Затягивание нестабильности в Ливии и рост волнений в Ираке могут побудить цены к росту, а замедление экономического развития в Китае на несколько пунктов может обрушить цены. Такого рода внешние факторы создают высокую степень неопределенности на рынке, содействуя росту спекулятивных тенденций. Саудовская Аравия и Россия ограничивают добычу из страха, что перенасыщение рынка нефти приведет к падению цен. Одновременно американские компании из опасений низкой окупаемости аналогичным образом ограничивают планы долгосрочного инвестирования и капиталоемкие проекты как в сфере нетрадиционных технологий добычи нефти, так и в области альтернативных источников энергии.
Переговоры между США, Россией и Саудовской Аравией могли бы сконцентрироваться на поисках побудительных факторов для отказа от ограничений. Взять, к примеру, ведущего потребителя нефти — США. Если эта страна возьмет на себя обязательства пополнить свои стратегические запасы нефти или закупать дорогое горючее у своих нетрадиционных и альтернативных источников, это обеспечит гарантии стабильности мировых цен и прекратит перепроизводство, случись падение мирового спроса, в свою очередь стимулируя двух крупнейших производителей сосредоточиться на решении собственных задач, а не на мерах по регулированию цен. Эр-Рияд, Москва и Вашингтон одинаково заинтересованы в совместном поиске решения по приведению цен на нефть к диапазону, который был бы «приемлем как для потребителей, так и для производителей». Уже пора начать работать вместе в этом направлении.
Николас Гвоздев — бывший редактор издания “The National Interest”, часто выступает в качестве политического комментатора в печатных и электронных СМИ. Сейчас работает в Военно-морском колледже США. Его мнения отражают его собственные взгляды и не являются отражением позиций ВМС или правительства США.