Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Пошел 45 год израильской оккупации территорий. Глубину непроходимой чащи, в которой оказалась страна, из которой, по-видимому, невозможно выбраться без большой крови, можно сравнить лишь с масштабами морального падения израильской интеллигенции, которая умудрилась именно тогда, когда окончательно рухнул европейский колониализм, почти безоговорочно поддержать аргументацию власти, оправдывавшей оккупацию. Благодаря соглашательской позиции нашей интеллигенции политический выбор в сегодняшнем Израиле, прямо скажем, невелик – между правой коалицией и правой оппозицией.
Лишь немногие поняли тогда простую истину: чем дольше продлится наше пребывание на территориях, тем прочнее оно будет увязываться с властными интересами политической, военной и экономической элиты. Наиболее острыми критиками оккупации территории были в те годы Пинхас Лавон, Ицхак Бен-Аарон и Иешаягу Лейбович. Были, разумеется, израильская компартия РАКАХ, студенческое движение ШИЯХ (Новые израильские левые) и леворадикальный Мацпен.
Однако главными общественными фигурами, требовавшими от израильского правительства немедленного отступления с занятых в ходе Шестидневной войны территорий, были редкие представители интеллигенции – профессор Яаков Тальмон, профессор Иегошуа Бар-Гилель, Амос Оз и другие. Их было ничтожно мало. Большая часть израильской интеллигенции устремилась за политиками и генералами, которые победно били в барабаны. Это не редкость - интеллектуалы на службе режима. Лишь немногие смеют действовать наперекор власти.
Следует подчеркнуть: аргументация действий правительства, призванная убедить общество в правоте действий власти, отнюдь не является главным фактором в политике. Она лишь позволяет власти разговаривать с поданными на понятном им языке. Так, например, утверждение, что в 1967 году Израилю грозила опасность, является пропагандистской ложью. Можно было распутать клубок политических и военных противоречий, создавшийся по вине Насера.
Однако Израиль и США решили воспользоваться ошибкой египетского лидера. Сегодня об этом можно открыто говорить в рамках академических исследований. Однако участники политического дискурса, по вине интеллигенции тех лет, полностью игнорирует не только столь важные аспекты войны 67-го года, но и обходят стороной тему тысяч погибших во время войны Судного дня.
Израиль, будучи «жертвой агрессии», утверждали наши политики и интеллектуалы, имеет право на изменение границ. И хотя, согласно этому утверждению, главным агрессором был Египет, он получил назад захваченную израильтянами территорию до последнего сантиметра. После войны 1973 года подобный юридический аргумент ушел в прошлое.
Были также и военные аргументы, оправдывавшие удержание территорий («стратегические границы»). Они также были несостоятельны – ни один начальник генерального штаба не верил в них по-настоящему, поскольку удар, нанесенный по Израилю арабскими государствами в 1973 году, был слишком тяжелым, несмотря на «стратегические границы».
Мы по-прежнему удерживаем Западный берег. Биньямин Нетаньяху продолжает пользоваться двойственной аргументацией, чтобы оправдать оккупацию: эта земля наших праотцев, говорит он, и если мы ее отдадим, ХАМАС будет обстреливать аэропорт Бен-Гурион. В огороде бузина, в Киеве дядька. Нет никакой связи между этими утверждениями. Это типичный для израильской политики идеологический коктейль, состоящий из военного запугивания народных масс и религиозного мессианства. Очень характерный для Нетаньяху.
«Эрец-Исраэль», Земля Израиля - привидение, иллюзия. Даже те, кто поддерживают отступление с территории, называют это «уступкой». Однако единственной уступкой, в которой мы нуждались еще в 1967 году, был отказ от мессианской риторики, мессианской аргументации о «библейском праве на землю праотцев». По сравнению с этим аргументом сербские легенды о битве на Косовом поле в 1389 году кажутся верхом реализма и рациональности.
Жизнь людей не нуждается в мифических подтверждениях «права на землю праотцев». Большинство из нас родились в этой стране. И имеют право жить у себя на родине. Это не имеет никакого отношения к ТАНАХу (Ветхий завет), который сам по себе является прекрасной книгой. Это не связано с религиозными молитвами. Мы не нуждаемся в религии – ни в качестве ресторанного меню, ни в качестве стратегического плана. Если бы тысячи израильтян могли заявить об этом на следующее утро после оккупации территорий, мы бы сегодня находились совсем в иной ситуации.