Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«На ковер» к Хиллари Клинтон

В США поочередно были приглашены министры иностранных дел Армении и Азербайджана

© REUTERSХилари Клинтон
Хилари Клинтон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попытаемся разобраться, что же особенно важно для США во взаимоотношениях с Азербайджаном. В первую очередь - обеспечение энергетической безопасности Запада. Об этом ясно заявил спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар, указав, что ради достижения этой цели США до сих пор закрывали глаза на сотрудничество Азербайджана в разработке энергетических ресурсов Каспия с Ираном.

Заранее было объявлено, что на встрече глав МИД США и Азербайджана будут обсуждены проблема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, перспективы развития двусторонних межгосударственных отношений и некоторые другие региональные и международные вопросы.

А накануне глава МИД Азербайджана обсудил вопросы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Робертом Брадтке.

Итак, попытаемся разобраться, что же особенно важно для США во взаимоотношениях с Азербайджаном. В первую очередь - обеспечение энергетической безопасности Запада. Об этом ясно заявил спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар, указав, что ради достижения этой цели США до сих пор закрывали глаза на сотрудничество Азербайджана в разработке энергетических ресурсов Каспия с Ираном. США желают помочь странам Центральной Азии и Каспийского региона в поиске новых маршрутов доступа к рынкам и способствовать ускорению их экономического роста и процветания.

«Разнообразие экспортных маршрутов позволит им повысить конкуренцию за их ресурсы и создать прочные связи с мировой экономикой», - сказал Р.Морнингстар на слушаниях в палате представителей Конгресса. По его словам, газ из Каспийского региона важен для обеспечения потребностей в мире. США поддерживают «Южный энергетический коридор», который позволит транспортировать газ из Каспийского региона в Европу, а также снизит роль российских поставок.

По словам Р. Морнингстара, для США будет серьезным решением ввести санкции на проект «Шахдениз» в связи с тем, что 10 процентная доля в этом проекте принадлежит Иранской государственной компании. Непреднамеренным последствием этого станет то, что ресурсы, которые так необходимы для «Южного коридора», не дойдут до Европы, а пойдут в Россию, Китай или Иран. Газ, который будет добыт в рамках второй стадии разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз», рассматривается в качестве основного источника для проектов «Южный коридор» - «Набукко», TAP и ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия).

Запасы месторождения «Шахдениз» оцениваются в 1,2 триллиона кубических метров газа. Пиковая добыча на месторождении в рамках первой стадии разработки прогнозируется на уровне девяти миллиардов кубических метров газа и 50 тысяч баррелей конденсата. Согласно прогнозам, в рамках второй стадии разработки месторождения объем добычи газа здесь возможно будет доведен и до 24 миллиардов кубических метров в год.

Безусловно, в заявлении Р.Морнингстара по поводу участия в разработке месторождения «Шахдениз» Иранской государственной компании есть определенный элемент шантажа против официального Баку. Но вряд ли американская сторона собирается на самом деле ввести санкции в отношении компаний, в том числе европейских, одной из которых является английская BP. В этом нет необходимости, официальный Баку и в дальнейшем будет учитывать геополитические интересы в регионе. США и далее могут «закрывать гл аза» на участие иранской стороны в разработке месторождения «Шахдениз», как это делали до этого. Ведь США приняли решение о введении санкций в отношении компаний, сотрудничающих с Ираном, не сегодня.

И, в конце концов, ГНКАР или же другая компания, участвующая в этом проекте, может выкупить иранскую долю.

Последний вариант вполне отвечает целям и интересам Азербайджана, и, думается, Ирана тоже. Недавно президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев заявил о заинтересованности азербайджанской стороны в увеличении собственной доли в этих проектах. А Иран, скорее всего, с большим удовольствием продаст свою десятипроцентную долю за сходную цену, так как она, во-первых, никак не позволяет официальному Тегерану влиять на принятие решений, а во-вторых, не сулит особо больших дивидендов.

И все же заявление Р. Морнингстара надо воспринимать как предупреждение о необходимости сохранения лояльности, особенно на фоне высказываний главного нефтяника страны Ровнага Абдуллаева о том, что Азербайджан будет транспортировать газ в Европу не по «Набукко», а по другим маршрутам, притом совсем не обязательно, что по российскому.

Во-вторых, во взаимоотношениях США с Азербайджаном, безусловно, особое место занимают вопросы обеспечения региональной безопасности. Вот тут интересы сторон частично пересекаются, но не всегда совпадают, хотя надо признать, что именно в этой сфере существует огромный простор для торга. Официальный Баку рассматривает проблему обеспечения региональной безопасности исключительно в ракурсе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В понимании Вашингтона урегулирование армяно-азербайджанского конфликта является только лишь одним из элементов обеспечения безопасности. А если быть более конкретным, то надо уточнить, что в спектре геополитических интересов США наличествует огромная база интересов, связанных с обширным регионом - начиная от Каспийского бассейна и до Ближнего Востока. И сердцевиной решения этой задачи является Иран.

Буквально недавно хозяин Белого дома Барак Обама, по утверждению ведущих американских экспертов, именно с подачи госсекретаря Х.Клинтон осмелился сделать то, чего ни при каких обстоятельствах не позволяли себе его предшественники. Он публично призвал к урегулированию палестино-израильского конфликта в рамках границ, существовавших до арабо-израильской войны 1967 года. Меня могут спросить о том, какое же это имеет отношение к Азербайджану, или же урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, а тем более к иранской ядерной проблеме? Отвечу - самое прямое...

Урегулирование палестино-израильского конфликта на условиях, хотя бы относительно приемлемых для арабов, естественно, с учетом обеспечения гарантированной безопасности Израиля лишит Иран того влияния, а значит, и той поддержки, которую это государство имеет в арабском мире под соусом мусульманской солидарности. А это в свою очередь означает, что арабские государства, традиционно относящиеся к Ирану с подозрением, никак не проявят эту мусульманскую солидарность в случае попытки США урегулировать собственные проблемы с Ираном силовыми методами.

Обращает на себя внимание и то, что как в случае с армяно-азербайджанским конфликтом, так и в отношении палестино-израильских проблем Запад для конфликтующих сторон установил определенный крайний срок для достижения прогресса на переговорах. В обоих случаях это 2011 год, а в отношении армяно-азербайджанского конфликта все намного более конкретно - предстоящая встреча на высшем уровне в Казани. Таким образом, с большой долей уверенности можно предположить, что США пытаются очистить путь для решения собственных проблем с Ираном.

Здесь следует учесть еще один момент. В Вашингтоне, скорее всего, пришли к выводу о том, что без появления на политической карте мира если не дружественного, но хотя бы лояльного к Западу Ирана, никак не удастся стабилизировать ситуацию в том же Ираке, где радикально настроенные шиитские группировки получают все необходимое от теократического тегеранского режима. То есть тут для Вашингтона важно не только, а может быть, и не столько лишение Ирана возможности создания ядерного оружия. По этому поводу больше должны беспокоиться соседи Ирана, в том числе Азербайджан и Россия. Поэтому Вашингтон пытается добиться урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, так как, безусловно, рассматривает Южный Кавказ в качестве одного из немногих надежных плацдармов для интервенции в отношении Ирана. Таким образом, урегулирование конфликтов - как армяно-азербайджанского, так и арабо-израильского - является в своем роде важным подготовительным этапом к международной интервенции в отношении Ирана. Скорее всего, именно поэтому вслед за министром иностранных дел Армении и Э.Мамедъяров был «приглашен» на ковер в Вашингтон. И именно поэтому противостоящие друг другу стороны вдруг одновременно «созрели» для урегулирования конфликтов. Даже организация «ХАМАС» заявила о готовности признать существование Государства Израиль. А глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, который возглавляет турецкую делегацию на торжествах по случаю 150-летия объединения Италии и Дня Республики, встретился в Риме с президентами Азербайджана и Армении.

«...С Алиевым я детально обсудил предстоящую встречу в Казани. В ходе разговора с азербайджанским лидером я услышал в его словах оптимистические нотки относительно этой встречи. Анкара заинтересована в скорейшем разрешении нагорно-карабахского конфликта и надеется, что в Казани президентам удастся достигнуть соглашения»,- заявил министр журналистам, сообщает турецкая газета Hurriyet.