Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cвоя эстонская Сибирь?

© REUTERS/Ints Kalninsэстония
эстония
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в 1934 году Константин Пятс скрутил государство в бараний рог, то у него, как и любого авторитарного правителя, возникла проблема: куда девать антиправительственный элемент? Это в огромном Советском Союзе пространства было больше, чем достаточно, там недовольных властью отправляли в Сибирь или Казахстан. А в крошечной Эстонии?

Когда в 1934 году Константин Пятс скрутил государство в бараний рог, то у него, как и любого авторитарного правителя, возникла проблема: куда девать антиправительственный элемент?

Это в огромном Советском Союзе пространства было больше, чем достаточно, там недовольных властью отправляли в Сибирь или Казахстан. А в крошечной Эстонии?

Так и было: одних нежелательных для режима лиц сажали в тюрьму, вторых держали под домашним арестом, третьих, наоборот, отправляли подальше от дома. Самую крутую меру применили к некоторым тартуским бизнесменам, которые поддерживали вапсов, — их отправили в ссылку на... остров Кихну.

Скорее всего, не по злому умыслу, но и нынешнее руководство Эстонии нашло для определенного контингента людей место в одном забытом богом месте — в глухой деревне Яамакюла волости Иллука в Ида-Вирумаа.

Это место находится между северным побережьем Чудского озера, лесами Алатагузе и российской границей. Ближайший к этой деревне город Йыхви расположен в 50 километрах, автобус туда ходит пару раз в неделю. До Таллинна — 220 километров.

В современной демократической Эстонии, разумеется, никого не ссылают. В Яамакюла содержат лиц, которые просят убежища в Эстонии. Там, в Иллукаском центре приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища (Illuka Varjupaigataot­lejate Vastuvõtukeskus), живут те, кто покинул родину из-за преследований и для кого остаться на родине часто означало либо сесть в тюрьму, либо лишиться жизни. Понятно, что в этом центре есть и просто искатели лучшей жизни.

Кого там сколько — точно не известно, мнения по этому поводу расходятся. С одной стороны, кажется разумным, если Эстония пошлет ясный месседж: мы не приветствуем приезд нелегалов.

Эстония до сих пор не справилась с интеграцией тех, кто прибыл сюда в советское время, так что переварить новую компанию было бы тяжело. Об этом говорит и то, что Центр приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища Иллука, расположен в столь отдаленном месте.
С другой стороны, нелегал и нелегалу рознь.

Приехавшие только за лучшей, западной жизнью заслуживают холодного приема. Но, например, молодой чеченец или ингуш, или осетинский грузин, который прибыл в Эстонию, спасаясь от преследований местных промосковских властей, достоен более вежливого приема. Эстония могла бы смелее выступать в защиту слабых, поскольку мы и сами были в таком же положении.

Некоторые наши земляки во время Второй мировой войны бежали от красной оккупации на лодках через Балтику в Швецию. Они могут рассказать, как тяжело быть беженцем.

Поэтому давайте не будем отправлять беженцев в полузаброшенный угол страны, где из-за плохого расположения, как говорят правозащитники, у них нет доступа к элементарным общественным услугам.

Было бы хорошо, если бы Центр приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, находился бы недалеко от Таллинна или другого крупного города.