Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские военные базы не будут защищать Армению

По той простой причине, что Россия не платит за их существование

План Путина по использованию Габалинской РЛС не подходит для США picture
План Путина по использованию Габалинской РЛС не подходит для США picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В январе 2012 г. истекает срок аренды Россией азербайджанской радиолокационной станции «Габала», и Азербайджан намерен пересмотреть договор об аренде и добавить новые пункты. В заявлении Минобороны Азербайджана говорится, что они намерены повысить плату за аренду, требовать, чтобы проводились мероприятия для уменьшения вредного воздействия на природу из-за работы станции, чтобы среди рабочих на станции повысилось число азербайджанцев.

В январе 2012 г. истекает срок аренды Россией азербайджанской радиолокационной станции «Габала», и Азербайджан намерен пересмотреть российско-азербайджанский договор об аренде и добавить новые пункты.

В заявлении Минобороны Азербайджана говорится, что они намерены повысить плату за аренду, требовать, чтобы проводились  мероприятия  для уменьшения вредного воздействия на природу из-за работы станции, чтобы среди рабочих на станции повысилось число азербайджанцев, a русские, без согласия Азербайджана, не имели бы право передавать сведения, полученные через станцию, третьей стороне.

Минобороны Азербайджана напоминает, что государство аннулировало плату за электроэнергию до 1997 г. и, начиная с 2002 г., за $7 млн. передало станцию в аренду русским. Заметим, что эксплуатируемая с 1985 г. станция дает возможность контролировать небо Ирана, Армении, Турции, Ближнего Востока.

Нет ничего странного в таком поведении Азербайджана. Даже похвально: они пытаются увеличить свою роль в российско-азербайджанских отношениях. В мире существует принятый порядок, когда государства размещают свои военные базы в разных странах и платят за это. Более того, многие малые страны соглашаются разместить эти военные базы  у себя не только или не столько с военно-политической точки зрения, а лишь из-за экономических причин, так как стране-«резиденции» платят довольно много, офицеры и солдаты данной страны служат на этих базах, что само по себе решает экономическую проблему.

Кстати, в связи с изменениями цен в мире, регулярно пересматриваются и соглашения о военных базах, так как страна, имеющая военную базу, в первую очередь преследует собственный интерес на данной территории, для чего, естественно, должна платить. Если выразиться ясней - языком бизнеса, то военная база также является инвестицией в данной стране.

Есть всего лишь одно исключение, когда страна, где размещена военная база, сама заботится о своих расходах. Это Армения - с российскими военными базами. Даже в политических кругах России этот факт комментируется с иронией и смотрится как знак слабости и несуверенности Армении. В то же самое время во всех бывших республиках СССР, где сегодня расположены российские военные базы, к примеру, в Киргизии и Казахстане, Россия не только платит довольно большую сумму за аренду земли, но и берет на себя так называемые социальные расходы. В этом смысле, единственно непонятный пример с Арменией, которая не только не берет у России деньги за аренду, но и оплачивает из своего госбюджета все остальные расходы.

Речь отнюдь не идет о самой дислокации российской военной базы в Армении. Более того, имея в виду региональные проблемы и взаимоотношения, ее существование вполне логично. Но она защищает, прежде всего, интересы России в регионе. Напомним, что в 1995 г., когда возник вопрос дислокации российской базы в Армении, расходы были по принципу «50 на 50». Исходя из тогдашней политической ситуации, в этом, возможно, была логика, Между тем, удивительно и непонятно, почему в 2000 г. произошло изменение в соответствующем документе, и все расходы взяла на себя Армения. Это был период, когда все важнейшие объекты в нескольких стратегических сферах Армении были подарены России в рамках известной программы «Имущество вместо долга».

По этому поводу, в беседе с «Аравот» политолог Степан Григорян заметил, что в данном случае основную роль сыграло то, что тогдашнее руководство Армении имело задачу укрепить свои позиции и власть. И увеличение российского влияния в Армении было обусловлено, в основном, этим фактором. Иначе никакой логики в существовании базы на подобных условиях нет: «Тем более, если иметь в виду сложные в те годы взаимоотношения России с Азербайджаном и Грузией, было очевидно, что роль этой базы для России также была очень большой, и она сама согласилась бы с любыми условиями Армении. И, удивительно, что именно Армения уступила. Но здесь есть опасность. Сколько бы некоторые политические деятели не утверждали обратное, я убежден, что, если Россия не берет на себя расходы по обеспечении своей военной базы, завтра она нас не защитит».

20 августа 2010 г. были внесены изменения в двусторонний договор о российской военной базе в Армении от 1995 г. В частности, вместо предусмотренных 25 лет после вступления этого договора в силу, срок ее пребывания составил 49 лет. В подписанном протоколе также отмечается: «Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения. Для достижения указанных целей российская сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой». Однако что касается условий аренды, то они не были пересмотрены. Такое впечатление, что и нынешние власти Армении пытаются укрепить свои позиции в своей стране при помощи России. В противном случае, почему они не пытаются обеспечить нашей стране достойные позиции?

Кстати, в этом контексте сформировались интересные отношения между Россией и Украиной, когда в первые дни президентства Виктор Янукович обратился к парламенту с просьбой дать согласие на льготные условия для размещения российских военных баз, вместо этого ожидая, что Россия обеспечит Украину  газом за меньшую цену. Дорогой газ и база со льготными условиями - основные проблемы в российско-украинских отношениях. А наши власти в непрерывных «базарах» вокруг цены на газ даже не пытаются поставить вопрос о пересмотре условий размещения российских военных баз в Армении.