Не так давно в своем интервью китайскому журналу «Ханьхэ Ячжоуфанъу» один из представителей Российского военно-морского флота сказал, что китайский тренировочный комплекс, имитирующий палубу авианосца, очень похож по размеру и внешнему виду на украинский аналог (система НИТКА), особенно вблизи. Этот же источник заявляет о том, что 2-3 раз, ровно столько китайских делегаций посещало украинский тренировочный комплекс, не достаточно для того, чтобы полностью скопировать его устройство.
На днях один из представителей украинского оборонного предприятия, приехавший в Китай с рабочим визитом, в интервью этому же изданию наконец-то подтвердил догадки российских специалистов. Он также подтвердил, что украинская государственная компания (вероятно, занимающаяся экспортом вооружения) активно участвует в процессе создания Китаем своего собственного авианосца и разработки нового современного оборудования для авианосца «Варяг». Представитель Украины особенно подчеркнул, что масштаб сотрудничества Китая и Украины значительно меньше, чем предполагает российская сторона.
Он также подтвердил слухи о том, что авианосец «Варяг» будет оборудован двигателями украинского производства. Кроме того, он сказал, что Украина продаст Китаю два десантных корабля на воздушной подушке типа «Зубр», тогда как негосударственные СМИ пишут о том, что проданы будут 4 корабля.
Он сказал: «За последние 2-3 года сотрудничество Китая и Украины в сфере военных технологий вышло на новый уровень. Этому есть несколько объяснений: Китай хочет получить наши технологии. Мы считаем, что такое развитие событий противоречит нашим экономическим интересам. Поэтому во время визита украинского президента в Пекин вопрос о сотрудничестве в военной сфере горячо обсуждался, но никаких конкретных документов подписано не было. На первых парах, китайцы хотят научиться проектировать корабли «Зубр», но мы разъяснили китайской стороне, что мы можем частично помочь в адаптации кораблей к китайским условиям, но отказываемся передавать технологию полностью. В итоге китайские «Зубры» будут отличаются от украинских: на них будет установлено китайское вооружение и система контроля огня. Кроме того, окончательная установка оборудования будет проводиться в Китае. К тому же принимая во внимание расположение воздушной подушки в китайских кораблях, мы изменили расположение отсеков».
Представитель оборонной компании также отметил: «Украинские специалисты также посетили китайский завод по производству котельных установок в Харбине. После окончания программы сотрудничества по уже известным газовым турбинам DN80 (согласно которой Украина передаст Китаю технологии изготовления этих турбин), харбинский завод станет главным в Китае по производству двигателей для военных судов». Однако когда его спросили о том, когда же эти турбины будут установлены на китайские авианосцы, он лишь улыбнулся.
На данный момент с уверенностью можно сказать, что на «Варяге» и китайских авианосцах будут стоять украинские двигатели. Все сопутствующие испытания идут очень успешно, и, вероятно, в ближайшее время Украина предоставит Китаю тестовые экземпляры.
Говоря о тренировочных комплексах, представитель заявил, что сотрудничество весьма и весьма ограничено, так как Украина уже продала Китаю технологии и более не несет ответственности за строительство военных объектов китайской стороной. Помощь украинской стороны в этом вопросе на данный момент ограничивается консультациями о внутренней планировке комплекса.
Но, по мнению журнала «Ханьхэ Ячжоуфанъу», даже такая помощь Украины является хорошим задатком для развития китайского судостроения. Благодаря сотрудничеству с Украиной, Китай узнал основные методы подготовки кадров.
У Украины есть еще множество возможностей для продажи вооружения и технологий, однако приобретение современных технологий все равно будет проходить через российские экспортные компании.
Украинский источник также заявил, что украинская компания «Артем» обладает правом на экспорт противотанковых ракет и ракетR-27T/R класса «воздух-воздух». Кроме того, Харьковский завод по производству двигателей имеет право на экспорт дизельного двигателя для танков6TD-2.
Если говорить о тренировочном комплексе «Нитка», то этот комплекс находится в непосредственном подчинении Министерству обороны Украины, и Украина обладает правом продаже этой технологии без дополнительных согласований с какой-либо другой страной.
Наш информатор говорит о том, что на разработку китайского авианосца Украина может выделить лишь ограниченное количество специалистов. Однако, часть уволенных сотрудников украинских предприятий могут поехать в Китай по своему собственному желанию.