В чем смысл проведения саммита Россия-ЕС, который открывается 9 июня? Конечно, Россия является огромным рынком для европейских товаров, а также обладает колоссальными запасами нефти и газа. Это также большая и важная страна, у которой хорошие и в последнее время постоянно улучшающиеся отношения с ЕС. Но далеко не факт, что Россия воспринимает Евросоюз всерьез, или что ЕС использует свое «стратегическое партнерство» с Москвой для достижения «стратегических» успехов в вопросах, которые важны для европейского блока. Хотя отношения сегодня находятся в наилучшем состоянии за многие годы, страны-члены ЕС, похоже, смирились с тем, что Россия на все обозримое будущее останется беспорядочной, недемократичной и не желающей идти на сотрудничество страной. Но заняв выжидательную позицию, ЕС рискует упустить из виду целый ряд грозящих ему проблем вблизи собственных границ, а также многочисленные сложности во взаимоотношениях с самой Россией.
Поживем-увидим…
Официально политика ЕС остается прежней: выковать Россию по европейскому образу и подобию, действуя в четырех дискретных «областях» (экономика, безопасность и правосудие, наука, образование и культура, а также внешняя безопасность). В то же время, весь ЕС пришел сегодня к единому мнению, что ситуация с демократией в России в обозримом будущем вряд ли улучшится, и что коррупция там слишком прочно укоренилась, чтобы побороть ее. Встречаясь с кремлевскими официальными лицами, дипломаты из ЕС продолжают говорит о правах человека и о дефиците демократии, но делают это тихо и как-то неуверенно. У большинства стран-членов ЕС сегодня философски-пессимистическое отношение к внутренней политике России, в которой все шиворот-навыворот; и главное внимание они уделяют тому, чтобы получать выгодные заказы для своих компаний, причем часто в ущерб другим европейцам. Как сказал один европейский дипломат, «ЕС сегодня ведет дела с Россией так же, как с Китаем».
Как это ни парадоксально, но это единодушное «философски-пессимистическое отношение» возникает в момент, когда большинство стран-членов ЕС отмечает улучшение в своих двусторонних связях с Россией. Польша и Литва активно работают над тем, чтобы снять с себя клеймо «воинов новой холодной войны», и чтобы построить отношения с Москвой на более позитивном основании. На уровне Евросоюза европейцы сегодня менее разобщены, чем прежде: переговоры о новом рамочном соглашении с Россией заторможены не из-за многочисленных запретов отдельных стран-членов (как было раньше), а потому что ЕС ждет, когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию.
… А результатов нет
Но за такой благоприятной атмосферой отношений между Москвой и странами-членами ЕС скрывается сохраняющаяся разобщенность внутри Евросоюза. Если несколько лет тому назад существовало стремление к преодолению разногласий между различными странами-членами ЕС, чтобы говорить с Россией единым голосом, то сегодня большая часть европейцев, похоже, смирилась с крайней формой принципа двусторонних отношений с Москвой, и уже не стремится к выработке единого и последовательного общеевропейского подхода. Однако такая позиция не очень-то помогает продвигать стратегические цели Евросоюза в регионе, состоящие в создании кольца демократических, надежных и преуспевающих государств в своем окружении, включая Россию. ЕС довольно безуспешно пытается добиться подвижек в решении длинного перечня проблем, связанных с торговлей, демократией и безопасностью.
Соглашение о свободной торговле с Россией остается делом весьма отдаленной перспективы, а инвестиционный климат в этой стране по-прежнему отвратительный, отмеченный мощной волокитой и коррупцией. В области безопасности ЕС остается одной из основных территорий для беженцев из России, из которых сформировалась вторая по численности в Евросоюзе группа претендентов на получение убежища. Она больше, чем группы беженцев из Сомали, Ирака и Косово, и ее численность продолжает увеличиваться. Большинство дипломатов ЕС сходятся во мнении о том, что безвизовый режим с Россией это один из немногих вопросов, в котором Москва является просительницей. И тем не менее, у ЕС отсутствует стремление воспользоваться этим, чтобы подтолкнуть Россию к укреплению контроля на своих прозрачных границах и к проведению всеобъемлющих реформ в правоохранительной системе – так, как было сделано в странах на западе Балкан, на Украине и в Молдавии.
Европа также не может заставить свою соседку перейти от формального к реальному сотрудничеству в урегулировании затянувшихся конфликтов в Восточной Европе и на Южном Кавказе. Они по-прежнему представляют серьезную угрозу безопасности ЕС, накладывают разрушающий отпечаток на повседневную жизнь населения спорных районов, а также мешают экономическому и социальному развитию региона. И хотя ЕС и Россия являются сегодня «партнерами по модернизации», Москва выступает решительно против соглашения Украины и Евросоюза о глубокой и всесторонней свободной торговле, несмотря на то, что такое соглашение придало бы мощный толчок модернизации украинской экономики. Признав результаты сфальсифицированных президентских выборов в Белоруссии в прошлом году, Москва продолжает срывать усилия ЕС по укреплению демократии в своем географическом окружении.
Пока российское руководство выступает в защиту избранной им политической модели и с подозрением относится к замыслам Запада, ЕС будет трудно изменить образ мышления в Москве. Но есть вещи, которые ЕС может сделать для укрепления своего положения. Существующая сегодня доброжелательность между Россией и членами Евросоюза дает ЕС возможность привести свои отношения с Москвой к наименьшему общему знаменателю.
ЕС должен воспользоваться благоприятной атмосферой в отношениях с Россией для отстаивания собственных интересов и для решения тех вопросов, которые ему небезразличны. После экономического кризиса российское руководство пришло к пониманию того, что экономика страны очень сильно зависит от Евросоюза. И хотя российские лидеры по причинам геополитического характера пытаются очаровать Китай, российское общество решительно смотрит на запад. ЕС следует по-умному использовать мощную экономическую базу своих отношений с Россией для расширения связей в области политики и безопасности. Первым шагом в этом направлении является совершенствование взаимодействия и координации. В настоящее время посольства соперничают друг с другом, чтобы обеспечить своим странам большие объемы торговли с Россией; но они мало делают для совместного решения политических проблем, либо игнорируя их, либо оставляя на откуп представительству ЕС в Москве (которое не может действовать эффективно, не имея ясно выраженной поддержки со стороны стран-членов). Конечно, Кремль будет реагировать на такой совместный подход с раздражением. Однако широко распространенное представление о том, что это разрушит деловые отношения ЕС с Россией, просто не соответствует действительности. Доказательством тому может служить торговля между Россией и США, которая развивается несмотря на то, что американский Конгресс ведет дебаты о запрете на въезд в Америку тем руководителям, которые имеют отношение к смерти юриста Сергея Магнитского.
В этой области уже появляются некоторые позитивные признаки. В 2010 году Берлин попытался использовать свои активные отношения с Россией для продвижения процесса урегулирования конфликта в Приднестровье. Хотя данная инициатива пока не принесла свои плоды, страны-члены сделают серьезную ошибку, если откажутся от нее. Эта инициатива нуждается в большем единстве и поддержке немецким шагам, а не в том скептицизме, с которым ее встретили в большинстве столиц ЕС. Евросоюз должен использовать аналогичный подход в Грузии, и как минимум заставить Москву придерживаться условий соглашения о прекращении огня, которое она подписала в 2008 году. Для выработки последовательных и четких стратегических взглядов ЕС на общую структуру отношений с Россией понадобится больше времени, однако хранить молчание в вопросах, имеющих немаловажное значение для безопасности самого ЕС, это тоже не самый лучший путь для продвижения вперед.
В условиях, когда Евросоюз все больше сосредоточивается на самом себе, испытывая потрясения в связи с кризисом еврозоны, волнениями в соседних южных странах и дебатами о целесообразности шенгенской зоны, перейти границы традиционных отношений с Россией будет труднее. Однако бездействие со временем приведет к снижению влияния ЕС не только в России, но и в соседних с Евросоюзом странах. В таких условиях ЕС превратится в обычного делового партнера полуавторитарных режимов. И как бы ЕС ни замыкался сегодня в себе, такая перспектива мало кому понравится.