МОСКВА – Что связывает горский народ с крестьянами Северного Кавказа, далекий вулканический и атолловый архипелаг в Тихом океане с тремястами опытными южноамериканскими игроками в домино? Вокруг них разгорелся небольшой международный скандальчик, за которым настороженно и с противоположно направленными интересами следят как Белый дом, так и Кремль. Основное действующее лицо в этом деле – это измученная Абхазская республика, которая провозгласила себя независимой после войны между Россией и Грузией в августе 2008-го года, когда дипломатические силы полумира были вынуждены предпринимать усилия, чтобы избежать более тяжелого и масштабного конфликта.
С тех пор благодаря военной поддержке российской армии и тайной расширенной экономической помощи Москвы маленькая Абхазская республика (240 тысяч жителей на 8,5 тысячах квадратных километров) игнорирует угрожающие грузинские требования и отчаянно добивается дипломатического признания, которое все никак не происходит. Список стран, которые на сегодняшной день решили прислать своих послов в абхазскую столицу Сухуми, очень короток: Россия, разумеется; Венесуэла, где правит личный друг Путина Чавес; Никарагуа, которую Международный валютный фонд считает самой бедной страной в Латинской Америке; остров Науру в Океании, который является самой маленькой независимой республикой в мире, расположенной на 21 квадратном километре.
Позавчера к этому списку прибавилась еще одна экзотическая страна, республика Вануату, расположенная на архипелаге, состоящем из 83 вулканических островов на другом конце света, в Коралловом море между Новой Каледонией и Соломоновыми островами. Проправительственные газеты с большим шумом отметили это событие. Хотя республика Вануату и не является великой державой, но признание ею независимости Абхазии представляет маленькую дипломатическую победу для Сухуми, а особенно для Москвы, которая стремится придать все более широкий смысл территориальному разделу 2009-го года. Беда в том, что не вполне ясно, что стоит за этим широко пропагандируемым признанием, за которым, возможно, скрывается политическое давление, а также настоящий акт купли–продажи. Действительно, сразу за объявлением о признании независимости Абхазии архипелагом Вануату последовало опровержение, сделанное представителем этой страны при Организации Объединенных Наций г-ном Дональдом Калполкасом, который проживает в Нью–Йорке. «Должно быть, произошло недоразумение, в нашей столице Порт–Вила никто ничего об этом не знает, – недвусмысленно заявил он журналистам. – С другой стороны, у нас есть договор с Грузией и с Соединенными Штатами, а вовсе не с Абхазией и Россией».
Министр иностранных дел Абхазии, находясь в затруднительном положении и, возможно, получив суровый упрек из Москвы за поспешность, продемонстрировал по телевидению документ о признании независимости, отправленный по факсу с тропических островов: «Здесь стоит подпись премьер–министра Вануату, нам понадобилось три месяца, чтобы убедить его это сделать». Дело в том, что на Вануату ситуация далека от стабильности. Премьер–министр, назначенный местным верховным судом в конце выборов, результаты которых оспариваются, со дня на день рискует получить отставку, и возможно, в свою очередь добивается международной поддержки, а может статься, и какой–нибудь личной выгоды, как утверждают злые голоса. Кампания, которую проводит Москва в перетягивании на свою сторону стран, готовых признать независимость Абхазии, становится все более решительной. Она делает упор на страны, расположенные в отдаленных регионах и мало подверженные влиянию Запада. Особенно эта политика укрепилась после провалившейся попытки убедить европейские страны, такие, например, как Белоруссия. Союзник Москвы Лукашенко сначала пообещал признать независимость Абхазии, а потом отыграл назад, лично объяснив Путину, что он не хочет еще раз раздражать Вашингтон, который и так называет его, и не без оснований, «последним диктатором Европы».
Москва не дает комментариев, но настаивает на своем плане законного признания Абхазии, на скупясь на расходы. Несколько месяцев тому назад она отпустила миллион долларов на организацию ни много ни мало, как мирового чемпионата по домино в следующем октябре в Сухуми. Это единственный вид спорта, чья федерация в некотором смысле контролируется Венесуэлой. После объявления на чемпионат уже записалось триста профессиональных игроков, магов костяшек домино из слоновой кости, которые в болшинстве своем происходят из Латинской Америки. Но давление и индивидуальные незарегистрированные выплаты могут привести к новым сюрпризам. Действительно, многие игроки из Соединенных Штатов несмотря на официальный запрет на участие в чемпионате, кажется, готовы нарушить эмбарго. Рассчитывая на массивную составляющую доминошников латиноамериканского происхождения, проживающих в США, президент американской ассоциации Мануэль Окуэндо уже бросил вызов: «Не думаю, что нас вынудят к смешиванию спорта с политикой. Мы поедем в Сухуми». Режиссеры российского телевидения, получившие прямое распоряжение Путина освещать это событие, приступают сегодня к выполнению трудной задачи: необходимо заинтересовать публику чемпионатом по домино.