Действующий президент Латвии Валдис Затлерс 2 июня проиграл президентские выборы бывшему банкиру Андрису Берзиньшу, причем произошло это спустя несколько дней после того, как Затлерс призвал провести референдум о роспуске парламента. Если назначенный на 23 июля референдум состоится, и будет принято решение о роспуске, то это приведет к новым выборам. Новые парламентские выборы могут открыть двери пророссийскому «Центру согласия», который в этом случае укрепит свои позиции в правительстве. Тем не менее, если референдум даст сбой, нынешний политический беспорядок в Латвии может послужить российским интересам просто потому, что он отвлечет Ригу от других проблем.
Анализ
2 июня Латвия пережила мощную политическую встряску, когда действующий президент Валдис Затлерс проиграл президентские выборы бывшему банкиру Андрису Берзиньшу. Берзиньш одержал верх над Затлерсом в ходе второго тура парламентского голосования по кандидатуре президента, сделав это после того, как Затлерс призвал провести референдум о роспуске парламента в связи с утверждениями о том, что некоторые депутаты погрязли в коррупции и «олигархических» привычках. Латвийский президент впервые с момента обретения Латвией независимости в начале 1990-х годов использовал свое конституционное право созывать всенародный референдум о роспуске парламента.
Если референдум примет решение о роспуске (а такая возможность существует вполне реально, поскольку население недовольно своим парламентом), понадобится провести новые выборы, скорее всего, в течение месяца. Это даст России возможность усилить свое влияние в Латвии, пока Рига будет заниматься вопросами внутренней политики. Тем не менее, даже если референдум не приведет к роспуску сейма, изменчивая политическая обстановка в Латвии все равно может послужить интересам России.
Политические передряги, в результате которых ситуация в Латвии оказалась в таком состоянии, начались 20 мая: латвийское антикоррупционное бюро объявило о проведении расследований по обвинению во взяточничестве и в незаконных сделках с собственностью, к которым якобы причастны некоторые латвийские политики, в частности, мэр Вентспилса Айварс Лембергс, бывший премьер-министр Андрис Шкеле и бывший министр транспорта Айнарс Шлесерс. Эта тройка представляла группу людей, названных Затлерсом «олигархическим классом» Латвии, поскольку они имели обширные коммерческие интересы в стране, одновременно официально работая в парламенте. Когда сейм заблокировал решение антикоррупционного бюро о лишении Шлесерса парламентской неприкосновенности, Затлерс потребовал провести всенародный референдум о роспуске парламента, сделав это 29 мая, всего за несколько дней до президентских выборов. Затлерс открыто признал, что это существенно подрывает его шансы на сохранение президентского кресла, поскольку президент избирается напрямую парламентом.
Несмотря на поражение Затлерса на выборах, референдум о роспуске парламента все же был назначен на 23 июля. Из-за этого политическая ситуация в Латвии, где только в октябре прошлого года состоялись парламентские выборы, становится весьма неустойчивой. Лембергс является членом партии «Союз зеленых и крестьян», которая стала младшим членом правящей коалиции во главе с партией премьер-министра Валдиса Домбровскиса «Единство». С учетом тех обвинений, которые выдвигаются против Лембергса, роспуск парламента и новые выборы могут открыть двери другим политическим партиям, способным укрепить свои позиции в сейме. Прежде всего, это относится к пророссийскому «Центру согласия», который показал хорошие результаты на недавних выборах, однако в правящую коалицию не вошел. Как заявляют источники STRATFOR, одной из причин решения Затлерса потребовать проведения референдума могла стать его попытка протащить в правительство «Центр согласия» за счет «Союза зеленых и крестьян». Такой итог будет явно в пользу России, поскольку «Центр согласия» пользуется предпочтением у многочисленного русского меньшинства Латвии, составляющего примерно 30% от общей численности населения страны. В этом случае, если Россия укрепит свои позиции в Риге, Латвии придется более серьезно относиться к ее интересам.
Как отмечал STRATFOR, Россия проводит очень тонкую внешнюю политику в прибалтийском регионе. Если сравнивать его с другими бывшими советскими регионами, такими как Кавказ и Центральная Азия, где у России имеются непосредственные рычаги влияния, то Москва знает, что в Прибалтике она должна действовать более осторожно, поскольку страны Балтии являются преданными членами ЕС и НАТО. Референдум дает «Центру согласия» реальную возможность войти в состав правящей коалиции, однако никаких гарантий такого результата на сегодня нет, особенно в связи с непостоянной и крайне изменчивой политической атмосферой, в которой проходят расследования. Кроме того, многие партии опасаются вступать в союз с «Центром согласия» из-за его пророссийской направленности.
Тем не менее, даже если «Центру согласия» не удастся попасть в парламент, политические проблемы Латвии как минимум отвлекут Ригу от ее попыток вовлечь НАТО в решение региональных вопросов, таких как энергетическая безопасность. А это, в свою очередь, может привести к тому, что экономические сделки будут заключаться в пользу России. Среди них продолжающаяся в Латвии дискуссия о том, какому проекту отдать предпочтение: совместному с Россией строительству железной дороги Рига-Москва или совместному с Евросоюзом железнодорожному проекту Baltica.
Далее, возможное вхождение «Центра согласия» в правящую коалицию - это не единственный признак растущего влияния России в Латвии. Москва, проводящая весьма сложную внешнюю политику в отношении Прибалтики, в последние месяцы уже сумела заключить некоторые экономические и коммерческие соглашения стратегического порядка с Латвией, хотя «Центр согласия» в правительстве отсутствует. Россия сумела в этот сложный для Латвии и Евросоюза финансовый период использовать экономический прагматизм для продвижения своих интересов, отказавшись от исключительного расчета на политический контроль и влияние. Так или иначе, Россия в предстоящие два месяца будет внимательно следить за развитием политической ситуации в Латвии, следуя цели укрепления своих позиций в этой прибалтийской стране.