В Брюсселе на данный момент не желают открыто говорить о возможном разделении Косова, поскольку сам процесс диалога имеет преимущество предполагать решения. В Центре европейской политики говорят, что могут быть рассмотрены многие варианты.
После заявления президента Сербии Бориса Тадича о том, что создание Великой Албании «могло бы стать частью глобального решения, с которым сербы могли бы жить», что означало бы, что «все стороны что-то получают, что обеспечило бы прочное решение, мир и стабильность», руководство ЕС не стало выступать с официальным комментарием такого предложения.
«Разделение Косова, разделение независимого Косова, независимое Косово в тех границах, которые хотят косовские албанцы - все это возможные варианты, но я думаю, что мы слишком забегаем неперед. На этом этапе происходит диалог между Белградом и Приштиной, где ищутся решения практических задач. Стратегия ЕС заключается в первую очередь в сосредоточении на процессе, а не на его результате».
Независимая Республика Сербская вне игры
Хотя Брюссель воздерживается от предвосхищения итогов диалога между Белградом и Приштиной, он неоднократно повторял, что хочет достичь «нормализации отношений» между Сербией и Косово, и что решение о статусе Косова необходимо для дальнейшего расширения ЕС на Западные Балканы.
После шагов, предпринятых Сербией (начало диалога с Приштиной, арест Ратко Младича), которые в Брюсселе оценили положительно, и возможного назначения даты проведения переговоров по вступлению Сербии в ЕС до конца этого года, в EPC считают, что президент Сербии Борис Тадич имеет хорошую основу для продолжения политики интеграции, которая, в конечном счете, должна будет включать и решение вопроса Косово.
Когда речь заходит о связывании вопроса статуса Республики Сербской с косовским вопросом, Бальфур говорит, что «такого решения не существует»: «С точки зрения Брюсселя, независимая Республика Сербская вне игры. Недавно Кэтрин Эштон в ходе визита в Боснию и Герцеговину очень ясно дала понять, что такое решение не предусмотрено в международном сообществе».
Значение границ изменяется после вступления в ЕС
Что касается «глобального решения» для Балкан, в EPC считают, что это на самом деле интеграция в ЕС, но с предварительно решенными соседскими спорами и установленными границами. Европейский Союз не желает повторения проблем, которые возникли после принятия Кипра с его необозначенными границами, говорит Бальфур, и заключает: «Как только будут определены границы, и когда все балканские страны вступят в ЕС, характер этих границ будет полностью изменен. Тогда мы будем говорить о територии свободного передвижения людей и товаров. Границы станут менее важными, когда вы будете ЕС».