Российский советник по национальной безопасности Николай Патрушев, будучи в понедельник с визитом в индийской столице, заявил, что у ситуации в Афганистане нет военного решения. Патрушев, который в прошлом долгое время возглавлял ФСБ и был вторым самым влиятельным сотрудником разведки после премьер-министра Владимира Путина, объяснил, что проблемы терроризма и наркотрафика в этой южноазиатской стране будут сохранять свою актуальность, пока не удастся прийти к какому-либо урегулированию, которое позволит заняться ее социально-экономическим развитием. Афганские силы сами не способны выполнять подобные задачи, и Россия готова предоставить необходимую помощь, заявил секретарь кремлевского Совета по национальной безопасности.
Ремарки Патрушева отражают растущую озабоченность Москвы по поводу все более ухудшающейся ситуации в Афганистане, особенно на фоне стремления Соединенных Штатов и их союзников по НАТО поскорее закончить эту игру. У американцев есть возможность уйти из Афганистана в то время, как он остается угрозой, хотя и не такой близкой к дому. Для русских же, однако, (учитывая их интересы в Средней Азии и на Кавказе) Афганистан в состоянии анархии, или что еще хуже, в котором доминирующей силой станет Талибан, будет представлять явную и присутствующую в непосредственной близости опасность, связанную с терроризмом, наркотиками и региональной политической дестабилизацией.
Зная, что американцы вряд ли смогут достичь какой-либо приемлемой формы политического решения, пока не уйдут из страны, русские пытаются вступить в игру и посмотреть, чего они могут добиться с региональными игроками, дабы удостовериться в том, что будет присутствовать какая-либо прочная стратегия в стране, которая в противном случае окажется неблагополучным государством. Индия и Россия, вместе с Ираном, разделяют похожую озабоченность в этом отношении, и давно поддерживают антиталибские силы. Но каждая из этих держав понимает, что Талибан это реальность, и сдерживать его нужно посредством вовлеченности в мирный процесс, а не игнорирования.
У Ирана уже есть значительные связи с афганским джихадистским ополчением, взращиваемые годами с тех пор, как талибы начали свое возрождение. У русских тоже есть свои собственные связи, наследие их участия в местных делах в 1980-е годы. Индия остается слабым звеном в этой цепи, из-за своего соперничества с Пакистаном и связями Талибана с Исламабадом, несмотря на то, что у нее самые открытые деловые отношения с Кабулом, и что она недавно объявила о заключении соглашения об обучении афганских сил безопасности.
Русские, которые имеют связи с Пакистаном, особенно в условиях, когда американо-пакистанские отношения пребывают в состоянии кризиса, понимают необходимость сотрудничать с Исламабадом. Это объясняет заявление Патрушева о том, что совместная борьба с терроризмом может помочь нормализации отношений между Индией и Пакистаном. «У Индии и Пакистана специфические, особенные отношения, и мы не видим для себя роли в том, чтобы менять их. Однако существует угроза, которая затрагивает всех, международный терроризм, и существует понимание среди сторон, что эту проблему надо решать сообща».
Однако индийско-пакистанское соперничество - не единственная вещь, которая заботит Россию в плане Афганистана. Влияние США на индийцев способствовало разобщению между Индией и Ираном, потому что оно не давало Индии возможности покупать нефть у Тегерана. Ужесточение американских мер против тех, кто ведет бизнес с иранцами, оставило индийцев без способов заплатить за иранскую нефть.
В последние пару дней поступали сообщения о том, что Саудовская Аравия хочет предоставить Индии те объемы нефти, которые та не может купить у Ирана из-за американских санкций. Не ясно, может ли Индия использовать Саудовскую Аравию для компенсации этого недостатка, но это создает проблемы между Индией и Ираном, ибо Тегеран в натянутых отношениях как с Вашингтоном, так и с Эр-Риядом.
По мере того как Россия начинает все больше нервничать по поводу того, какими последствиями обернется американский уход из Афганистана, она будет нуждаться в помощи, чтобы организовать какое-то направление развития страны. В конечном итоге, если русские придумают способ работы с Афганистаном, тогда они должны достичь и консенсуса с ключевыми региональными игроками, особенно с Пакистаном и Ираном - двумя странами, которые среди региональных сил пользуются наибольшим влиянием в Афганистане и у обеих из которых есть проблемы с Индией.