Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
«Границы 1967 года невозможно защитить», - объяснил премьер-министр Биньямин Нетаниягу, подчеркнув тем самым, что занимаемая им позиция по данному вопросу якобы диктуется исключительно соображениями национальной безопасности. Между тем речь идет об утверждении, носящем не военный, а политический характер.
Тот, кто утверждает, что Армия обороны Израиля, дислоцированная вдоль нынешней «зеленой черты», будет не в состоянии защитить страну от опасностей, исходящих от демилитаризованного Палестинского государства, просто-напросто не заинтересован в урегулировании конфликта. Если принять за аксиому то, что границы 67-го года невозможно защитить от внешней угрозы, уместен вопрос, где вообще должна проходить граница между Израилем и Палестиной, оборона которой реальна? Возле Ариэля? В районе поселения Маале-Левона? Или границу следует провести в пригородах Шхема?
Одновременно премьер-министр сообщил, что он готов пойти на "болезненные уступки", однако подчеркнул при этом, что любое соглашение с палестинцами сохранит израильский суверенитет над поселенческими анклавами. Таким образом заявление Нетаньяху о невозможности защиты границ 1967 года вступает в явное противоречие с его же требованием о сохранении поселенческих анклавов. Неужели легче будет защитить ариэльский анклав и узкий транспортный коридор, ведущий к городу?
Любому ясно, что оборона ариэльского анклава в несколько раз более сложная задача, чем защита государства Израиль в пределах «зеленой черты». Нетаньяху прекрасно понимает, что ариэльский анклав не только не способствует укреплению обороноспособности государства, но, напротив, ослабляет ее, создавая неразрешимую стратегическую проблему.
Следует спросить главу правительства, какие опасности он имел в виду, когда заявил, что границы 1967 года невозможно защитить? Учитывая тот факт, что в основе любого соглашения о постоянном урегулировании лежит принцип демилитаризации палестинского государства, не очень понятно, какие опасности и угрозы не в состоянии преодолеть ЦАХАЛ, дислоцированный вдоль границы? Ведь речь не идет о палестинской армии, подразделения которой начнут продвигаться в западном направлении с целью захвата Нетании.
Реальной опасностью, с которой армия может столкнуться в случае отступления к границам 67-го года, может стать проникновении в Израиль террористов-самоубийц. Именно для этого и возводится стена безопасности, которая, по мнению высших офицеров, доказала свою эффективность.
Когда глава правительства утверждает, что границы 1967 года невозможно защитить, он возвращает нас на четыре десятилетия назад. После Шестидневной войны вопрос об изменении пограничной линии был поднят на заседании правительства Леви Эшколя. Предполагалось, что в скором времени будет заключено соглашение с палестинцами (которые, согласно плану Игаля Алона, должны были получить автономию на территории Западного берега), и поэтому следует принять решение, касающееся возможного возвращения к границам 67-го года. После продолжительных дискуссий и обсуждений министры пришли к выводу, что изменение пограничной линии не дает Израилю никаких стратегических преимуществ.
Отличие того правительства от нынешнего заключается в одном: Эшколь действительно хотел прийти к соглашению с палестинцами. Нетаньяху не собирается заключать договор с Абу-Мазеном.