Способность Дамаска причинить ущерб соседям по региону долгое время вынуждала Запад деликатничать с Башаром Асадом. Теперь тон становится, наконец, жестче.
Примерно через три месяца после начала демонстраций протеста в Сирии страны Запада начинают рассматривать возможность более жесткой реакции на действия сирийских властей. До сих пор Запад демонстрировал осторожность и сдержанность, тем более шокирующие, что они резко контрастируют с вовлечением Запада в ливийский конфликт и с его недвусмысленными требованиями об уходе, адресованными Муаммару Каддафи. Нельзя не признать, что случай с Сирией куда сложнее, чем с Ливией, страной дипломатически изолированной и не располагающей возможностью причинить ущерб соседят по региону. Конфликт с Сирией, руководимой Башаром Асадом, означает столкновение с Ираном, ее ближайшим стратегическим союзником, а также риск дестабилизации Ливана, находящегося на грани кризиса и готового подпасть под чье угодно влияние. Наконец, конфликт с Сирией – это дестабилизация страны, граничащей с Израилем. Не говоря уже о России, оберегающей своего бывшего союзника времен СССР и строящей в настоящее время в этой стране базу для своих ядерных подводных лодок – первую на Средиземном море.
Обострение обстановки: после того как на 25 апреля в южносирийском городе Дерраа армия разогнала демонстрантов, тон Запада стал жестче. В середине мая в речи, посвященной арабским революциям, Барак Обама потребовал от Башара Асада «возглавить реформы или отойти в сторону». Так впервые была озвучена мысль об уходе молодого сирийского лидера. Заодно Асад был включен в европейский список сирийских руководителей, против которых действуют санкции. Незадолго до саммита «большой восьмерки» в Довиле, президент Франции Николя Саркози также заявил о необходимости ухода Башара Асада, однако в итоговом коммюнике встречи на высшем уровне эта мысль не прозвучала.
Ужесточение репрессий со стороны сирийского режима и теракт, совершенный против итальянских миротворческих сил, входящих в ЮНИФИЛ (Временный контингент сил ООН в Ливане), окончательно переполнили чашу терпения западных дипломатов, которые не ждут больше от Башара Асада ничего хорошего. Даже эмир Катара, бывший друг президента Сирии, пояснил Николя Саркози в ходе своего последнего визита в Париж, что сирийский режим не прислушивается ни к каким советам и что ему настал конец. Поэтому Франция решила ускорить процесс, представив на этой неделе в Совете Безопасности ООН проект совместной резолюции с Великобританией, Германией и Португалией, в котором выражается осуждение насилия и репрессий в Сирии. Текст резолюции был готов уже несколько дней назад, но проект не был поставлен на голосование ввиду отсутствия консенсуса среди постоянных членов СБ. Россия и Китай решительно воспротивились его принятию, опасаясь, что резолюция сделает возможным военное вмешательство в Сирии, как это произошло в Ливии. Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе (Alain Juppé) считает, что проект резолюции могли бы поддержать 11 членов Совета Безопасности, что означало бы его принятие, при условии, что никто из пяти постоянных членов СБ ООН не наложит на резолюцию вето. Франция «готова рискнуть», чтобы поставить Москву и Пекин в положение, при котором им придется принимать это ответственное решение. Кроме того, Ален Жюппе заявил в понедельник, что сирийский режим «утратил легитимность». В этом отношении он пошел дальше, чем США притом, что с 2007 по начало 2011 года Франция выступала главной защитницей Дамаска в западном лагере. Британская дипломатия, полностью следующая в фарватере Вашингтона, продолжает утверждать, как это сделал вчера министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг (William Hague), что Башар Асад должен «провести реформы или уйти».
Секретная ядерная программа: на горизонте сирийской дипломатии сгущаются и другие тучи. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), заседание Совета управляющих которого проходит на этой неделе в Вене, планирует представить Совбезу ООН запрос по Сирии с целью принятия санкций против Дамаска. Эти санкции – ответ на отказ Сирии от сотрудничества с МАГАТЭ в расследовании, касающемся секретных ядерных разработок Сирии, уничтоженных в сентябре 2007 года в результате налета израильских ВВС.
Наконец, вчера сирийские юристы и неправительственные организации потребовали от прокурора Международного уголовного суда (МУС) в Гааге провести «предварительное изучение» положения дел в Сирии, обвинив сирийский режим в «преступлениях против человечности». Так как Дамаск не подписал Римский договор, лишь Совет Безопасности ООН вправе передать сирийский вопрос в МУС.