Эпидемия ВИЧ в России нарастает самыми быстрыми в мире темпами. Как считается, примерно каждый сотый россиянин ВИЧ-инфицирован. Уникальная черта российской эпидемии состоит в том, что она в большой степени связана с инъекционным употреблением наркотиков, хотя сейчас распространяется и на более широкие круги населения. Предположительно восемь из каждых 10 человек, которые живут с ВИЧ, заразились через общие шприцы. Потребители инъекционных наркотиков – одна из наиболее маргинализированных групп нашего общества.
Как бывший наркоман, я знаю, что люди, попавшие в цикл наркозависимости, не боятся заразиться ВИЧ. Я отлично помню, как десять человек могли пользоваться одной иглой. Даже если у них были деньги на шприцы, они не покупали их из-за лени. Так заразились многие.
Именно поэтому успешно лечить наркозависимость необходимо, чтобы сдерживать распространение ВИЧ. Однако у нас в России к наркозависимости относятся как к преступлению, а не как к болезни.
Важнейшей проблемой я считаю огромную нетерпимость, стигматизацию и дискриминацию, с которыми сталкиваются люди, заразившиеся ВИЧ. Конечно, ситуация постепенно улучшается. Сейчас общество лучше осознает проблемы наркотиков и ВИЧ, чем пять лет назад. Однако мой опыт работы в реабилитационном центре показывает, что бывшие наркоманы, инфицированные ВИЧ, по-прежнему сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией, как со стороны общества, так и зачастую со стороны системы здравоохранения. Иногда они сталкиваются с этим даже в собственной семье. В большинстве случаев причина этого – простое невежество. В итоге большинство ВИЧ-инфицированных вынуждены вести двойную жизнь, скрывая свое состояние.
Не знаю, сможет ли Россия выполнить шестой пункт Целей развития тысячелетия, так как картину по стране в целом мне трудно оценить. Тем не менее, исходя из своего опыта, могу сказать, что с 2005 года ситуация с доступом к информации и медицинскому обслуживанию изменилась к лучшему. Сейчас мы направляем наших пациентов в региональные СПИД-центры, где они могут сдавать анализы, консультироваться, проходить лечение. Однако, по сравнению с нашими европейскими соседями или с США, ситуация остается плохой.
Вопрос финансирования важен, особенно для неправительственных и некоммерческих организаций, борющихся с распространением ВИЧ среди наиболее уязвимых групп. Грустная реальность заключается в том, что растет потребность в финансировании для паллиативной помощи, в частности, в хосписах. Россия также нуждается в знаниях и в опыте по борьбе с распространением ВИЧ, особенно среди людей, употребляющих наркотики.
Константин Любимов - директор российского антинаркотического центра «Спасение», управляющего двумя реабилитационными центрами для наркозависимых и входящего в число местных партнеров агентства Tearfund. Любимов - бывший героиновый наркоман, наркоторговец и заключенный.