Новая идея новых чеченских руководителей швейцарского футбольного клуба «Ксамакс» воспринимается плохо. Очень плохо. Руководство хочет переименовать клуб «Невшатель Ксамакс» в «Невшатель Ксамакс Вайнах». В этом сезоне переименование уже невозможно. Но если владельцу Булату Чагаеву (бизнесмен из Чечни, вице-президент грозненского «Терека», недавно приобретший этот клуб – прим. пер.) это так нужно, то клуб может стать «Вайнахом» уже в будущем году.
«Вайнах? Да что это такое? - реагирует почетный президент «Ксамакса» Жильбер Фачинетти (Gilbert Facchinetti). - Название – это часть идентичности клуба, и речи быть не может о том, чтобы его изменить. Я просто в ужасе от такой инициативы, болельщики тоже». Но их ужас станет еще более сильным, если она узнают, что «вайнах» - это не только группа народов Северного Кавказа, но и понятие, тесно связанное с чеченским самосознанием. Весьма далеким от швейцарского Невшателя …
Вайнахи – общие предки чеченцев и ингушей. «Термин вайнах часто использовался в Чечне, чтобы обозначить традиции, фольклорные группы, танцевальные обычаи и так далее. Это восходящий к корням национальный символ», - объясняет специалист по Кавказу и профессор Свободного университета Брюсселя Од Мерлен (Aude Merlin). «Самое интересное, это то, что в настоящее время термин любим двумя лагерями: сепаратистами и деспотом Кадыровым, несмотря на то, что он всем обязан Путину. Он тоже хочет показать, что является достойным чеченцем и на каждом шагу превозносит национальную идентичность народа. На чеченском языке «вайнах» означат «наш народ». Добавляя к названию швейцарского клуба это слово, Чагаев хочет ввести в «Ксамаксе» стопроцентный чеченский стиль», - полагает эксперт.
«Наш народ?» Подобное объяснение Жильбера Фачинетти не успокаивает. «Ну, вообще-то, это не мой народ. Мой народ здесь, со мной, в Невшателе», - горячится он.