Москва – Самый крупный розничный банк России проводит испытания аппарата, который очень понравился бы людям из КГБ. Речь идет о банкомате со встроенным детектором лжи, предназначенном для предотвращения афер с потребительскими кредитами.
Клиенты, ранее никак не связанные с банком, смогут поговорить с машиной, подавая заявку на получение кредитной карты. При этом человеческого участия со стороны банка не потребуется.
Банкомат сканирует паспорт, регистрирует отпечатки пальцев, а также делает снимок лица в трехмерном изображении в целях опознания. В нем также используется программа голосового анализа, позволяющая определить, правду ли говорит человек, отвечая на вопросы машины, такие как «У вас есть работа?» и «Есть ли у вас на данный момент какие-то другие непогашенные кредиты?»
Система голосового анализа была разработана Центром речевых технологий – компанией, в числе крупных клиентов которой есть и Федеральная служба безопасности, занимающаяся контрразведкой и произошедшая от советского КГБ.
Директор филиала ЦРТ в Москве Дмитрий Дырмовский говорит о том, что новая система создавалась отчасти на основе выборки из баз данных российских правоохранительных органов с записями голосов тех людей, которые лгали милиции во время допросов.
Упомянутый выше крупный банк - это «Сбербанк», контрольный пакет акций которого принадлежит российскому государству. Банк заявляет, что намерен со временем установить новые машины в супермаркетах и банковских филиалах по всей стране, однако пока не принял решение о том, когда это будет сделано. Как говорят консультанты-технологи, если автоматы найдут коммерческое применение, это будет первый в мировой банковской практике случай использования голосового анализа в банкоматах.
Технология Сбербанка может показаться людям с Запада слишком назойливой, а многие россияне уже предполагают, что государство сможет наблюдать за ними или подслушивать их, когда пожелает. Руководство Сбербанка заявляет, что новые банкоматы будут использоваться в полном соответствии с российскими законами о неприкосновенности частной жизни.
Обратиться к российским экспертам по национальной безопасности Сбербанк заставил мировой финансовый кризис, отчасти спровоцированный теми кредитами, которые люди не могли или не хотели возвращать. Сбербанк как раз в это время решил автоматизировать большую часть своей банковской работы, о чем говорит старший вице-президент банка по информационным технологиям Виктор Орловский.
При помощи этой программы можно выявить нервозность и эмоциональное напряжение у человека, что может указывать на то, что клиент лукавит. Эта информация, говорит Орловский, будет использоваться в сочетании с другими данными, включая кредитные истории.
Сбербанк не одинок в своих попытках заглянуть за горизонт новых достижений в автоматизации банковской работы.
Deutsche Bank и Citigroup, например, испытывают технологии будущего в ряде своих отделений в Берлине, Нью-Йорке и Токио. Эти банки говорят, что свои усилия они сосредоточили на создании новых видов интерактивных дисплеев и терминалов с сенсорными экранами, таких как рабочий стол компании Microsoft, распознающий документы и другие предметы, которые кладут на его поверхность.
Кроме того, утверждение кредитов банкоматами стало фактом повседневной финансовой жизни в Турции, где банковские машины помогают подпитывать бум потребительского кредитования, который, как опасаются некоторые аналитики, может превратиться в долговой кризис.
Но Сбербанк пока единственный пытается превратить банкоматы в машины правды.
«Мы не знаем ни одного крупного финансового института в США, который делал бы нечто подобное, например, пытался инструментально определить, кто говорит неправду», - заявил в интервью по телефону старший аналитик из компании Corporate Insight Дэниел Виганд (Daniel Wiegand). Эта компания консультирует банки по вопросам потребительских технологий.
Прототип такого банкомата выставлен на всеобщее обозрение в лаборатории перспективных разработок Сбербанка, находящейся в неприметном офисном здании над станцией московского метро.
В лаборатории полно оборудования для исследования биометрических данных. Когда в нее заходит человек, его снимает камера, опознающая лицо пришедшего, а искусственный голос радостно приветствует знакомых клиентов. Но чаще он произносит довольно угрюмо: «Здравствуйте, вы не зарегистрированы». Дело в том, что на сегодня просканированы лица лишь немногих сотрудников этой лаборатории.
Как говорит Сбербанк, чтобы соблюсти ту часть закона о неприкосновенности личной жизни, которая запрещает компаниям вести базу данных по голосам клиентов, он планирует сохранять записи их голосов в чипах, встроенных в кредитные карты потребителей.
Вице-президент Сбербанка Орловский говорит о том, что в рамках обеспечения соблюдения закона о неприкосновенности личной жизни банк также намерен информировать клиентов о том, какого вида информацию, включая биометрическую, будет собирать о них банкомат.
Центр речевых технологий заявляет, что даже знающим о программе голосового анализа людям будет трудно ее обмануть, потому что она измеряет непроизвольную нервную реакцию, как это делает полиграф.
Директор московского филиала ЦРТ Дырмовский говорит о том, что система голосового анализа анализирует вибрации, характеристики которых определяются контурами горла, гортани и прочих органов, отвечающих за речь. Когда человек возбужден, непроизвольные нервные реакции меняют эти характеристики, также изменяя тональность и темп речи.
Другой прибор ЦРТ измеряет раздражение. Его уже установили в центре обработки телефонных звонков «Российских железных дорог». За несколько секунд компьютер может рассортировать входящие звонки на красную, желтую, зеленую и синюю категории в соответствии с эмоциональным состоянием говорящего. Если звонок из красной категории, за разговором начинает следить диспетчер.
В качестве демонстрации техники прокрутили запись реального звонка, заставившего программу поставить красную светящуюся точку рядом с телефонным номером, который был отображен на экране. Это был голос пассажирки, только что узнавшей, что она не сможет взять в вагон первого класса свою маленькую собачку.
«Вы знаете, сколько стоит билет? Да, это большие деньги, а вы мне говорите, что я не могу взять собаку? – заявляет женщина. – Эта собачка, она по размерам не больше, чем – я не знаю – пачка сигарет! Что мне делать, выбросить ее в окно?»
Система, которую ЦРТ разрабатывает для Сбербанка, это разновидность той же самой программы, но она предназначена для распознавания нервозности.
«Конечно, мы не считаем эту технологию стопроцентной», - говорит Орловский. Клиент, например, может нервничать по причинам, не имеющим никакого отношения к заявке на кредит. Это лишь статистический советчик.
Кроме того, по словам Орловского, в анализе голоса назойливости не больше, чем в проверках кредитной истории.
«Мы не вторгаемся в личную жизнь клиента, - говорит он. - Мы не влезаем клиенту в мозги. Мы не нарушаем неприкосновенность частной жизни. Мы просто пытаемся выяснить, говорит он правду или нет. И я не вижу здесь никаких причин для беспокойства».