Москва - Наркодилеры будут «приравнены к серийным убийцам», и могут быть направлены в принудительные трудовые лагеря согласно жесткому законодательству, которое рассматривается сейчас российским парламентом, контролируемым Кремлем.
Борис Грызлов, спикер Государственной думы, нижней палаты парламента, заявил, что нужна «тотальная война с наркотиками», чтобы справиться с высоким уровнем их употребления, подстегиваемым поступлением афганского героина из Средней Азии, все потоки которого в Европу идут через Россию.
В России примерно 6 миллионов наркоманов (каждый двадцать пятый). Каждый год сто тысяч человек умирают от пристрастия к наркотикам, заявил Грызлов в интервью в газете. Масштаб проблемы «угрожает российскому генофонду», сказал он. «Мы стоим на краю пропасти. Или мы раздавим и уничтожим наркоманию, или она уничтожит нас».
В этом году президент Дмитрий Медведев заявил, что злоупотребление наркотиками обходится России в три процентных пункта ее возможного экономического роста.
Рост внутривенного употребления наркотиков также способствует усугублению кризиса ВИЧ в России, потому что в отличие от большинства других европейских стран, лечение метадоном в России запрещено, а программы обмена игл и шприцов носят крайне скудный характер, что означает, что вирус быстро распространяется от наркомана к наркоману посредством грязных шприцов. По расчетам, каждый сотый житель России ВИЧ-инфицирован.
Согласно проекту закона, предложенному правящей партией «Единая Россия», который сейчас рассматривается в парламенте, наркоманы будут подвергаться принудительному лечению или их будут сажать в тюрьму, а наркодилеров будут наказывать более суровыми тюремными сроками. «Наркобаронов надо поставить на одну доску с серийными убийцами и применять соответствующее наказание в форме пожизненного заключения», - заявил Грызлов, являющийся председателем партии.
Активисты раскритиковали идею бросать наркоманов за решетку, указывая на растущий и все более оформляющийся в мире консенсус относительно того, что идея рассматривать наркоманов, как преступников, уже провалилась как стратегия.
Глобальная комиссия по вопросам политики по отношению к наркотикам (Global Commission on Drugs Policy) заявила в опубликованном на прошлой неделе отчете, что необходим отход от криминализации наркотиков и от практики тюремных заключений для тех, кто их употребляет. Грызлов, однако, заявил, что «уголовная ответственность за употребление наркотиков это мощная превентивная мера».
Особое наказание должно также рассматриваться и в отношении дилеров, добавил он: «Послать наркоторговцев на каторгу (принудительный трудовой лагерь), например. Валить лес, прокладывать железные дороги, строить шахты - это же совсем другое дело по сравнению с тем, чтобы сидеть в отдельной камере с телевизором и холодильником, одновременно поддерживая свой «бизнес» снаружи».
В то время как остается неясным, какие из предлагаемых мер будут оформлены в виде законов, другие ведущие члены «Единой России», которую возглавляет Владимир Путин, премьер-министр, и которая доминирует в думе, заявили, что они поддерживают инициативу.
Эти планы последовали за апрельским признанием Медведева о том, что борьба с наркоманией в России провалилась. Он призвал к радикальным мерам, таким как, например, обязательный тест на наркотики в школах.
Обладание небольшим количеством психотропных веществ в России карается административным штрафом в размере до 15 000 рублелй (330 фунтов стерлингов), но Грызлов указал, что теперь это будет караться тюремным сроком. Государство должно предложить наркоманам жесткий выбор, сказал он: «Тюрьма или принудительное лечение».
Это грозит стать мрачной и унылой перспективой. Некоторые из российских клиник для лечения алкоголиков и наркоманов по-прежнему применяют «кодирование», противоречивую терапию, при которой пациентов принуждают со страхом думать о возможных последствиях (типа заболеваний яичек), которые могут наступить, если они будут мешать наркотики с лекарствами, которые на самом деле являются пустышками.
Ряд активистов осудили предложение Грызлова «изолировать» употребляющих наркотики от общества.
«Просто отправлять больше людей в тюрьмы - это не уменьшит число наркоманов и не улучшит ситуацию с общественным здоровьем», - говорит Аня Саранг (Anya Sarang), президент Фонда Андрея Рылькова, группы, занимающейся защитой прав людей с ВИЧ и работающей с принимающими наркотики внутривенно. «Российские тюрьмы - это ужасное место, полное ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом, там циркулирует и много других заболеваний. Наркотики там зачастую более доступны, чем где бы то ни было еще».
Она добавляет: «Что нам на самом деле нужно, так это не эта жесткая риторика по контролю за наркотиками, а больше внимания вопросам реабилитации, заместительного лечения, социальная поддержка и ведение конкретных наркоманов, и защита от ВИЧ».
Показатель распространенности ВИЧ среди людей, принимающих наркотики внутривенно, в западных странах составляет 1-2%, но недостаток мобильной социальной работы и отсутствие заместителей опиатов (метадона) и других мер «уменьшения вреда» приводят к тому, что по России этот показатель достигает 16%, а в каких-то определенных горячих точках, например, Санкт-Петербурге, вообще зашкаливает, достигая 60%.
Денис Броун (Denis Broun), московский директор программы UNAids для Европы и Средней Азии, заявил Guardian, что предложения Грызлова могут лишь ухудшить ситуацию.
«Широко известно и является доказанным фактом, что причисление людей, употребляющих наркотики, к уголовным преступникам, просто загоняет их в подполье и создает ситуацию, когда добраться до них с превентивными мерами становится значительно сложнее», - сказал он. «Это неэффективная стратегия борьбы с ВИЧ. Чисто репрессивные меры не работают».