Переговоры с русскими по итоговой цене третьего и четвертого блоков АЭС Куданкулам - в финальной стадии.
Индия определила «атомные парки» для реакторов из России, Франции и США
Русские уладили вопросы безопасности
Дели - Безвыходное положение, в котором ранее оказались переговоры о строительстве новых атомных реакторов в Индии из-за Акта об атомной ответственности (Nuclear Liability Act), может вскоре разрешиться. Индия и Россия находятся в финальной стадии согласования вопроса о стоимости, с учетом дополнительного страхового бремени, которое будут нести поставщики в результате принятия нового закона.
Закон о гражданской ответственности за атомный ущерб (Civil Liability for Nuclear Damages Act 2010) возлагает на поставщиков ответственность в случае инцидентов, как в параграфе, который дает операторам станций право обратного требования (раздел 17) в случае поломки оборудования или конструкции, так и в разделе обычного деликтного права (раздел 46).
Американские, французские и русские поставщики, которых Дели заверил в прибыльных заказах на атомные реакторы, заартачились в связи с этими двумя разделами Закона об ответственности. Они заявляют, что им будет трудно продолжать работы по строительству реакторов в стране из-за дополнительной финансовой ответственности из-за более высоких страховых премий.
«Переговоры с русскими по поводу окончательной цены на третий и четвертый блоки АЭС Куданкулам - в финальной стадии. Мы работаем над тем, как решить вопрос о том, как Акт об атомной ответственности скажется на цене. Будут некоторые изменения в расценках, и переговоры близки к завершению», - заявил The Hindu официальный источник. Источники издания отказались уточнить сумму дополнительной оплаты или процентное увеличение цены предлагаемых реакторов российского происхождения в Куданкуламе.
Индия определила «атомные парки» для реакторов родом из России, Франции и США после того, как эти страны сыграли важную роль в том, чтобы добиться для Индии особого исключения в Группе ядерных поставщиков (ГЯП), которая запрещает своим членам продавать атомное оборудование странам, которые не допускают международных инспекторов на все свои ядерные объекты.
Премьер-министр Манмохан Сингх (Manmohan Singh) обсудил этот вопрос с российским президентом Дмитрием Медведевым на саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) в Китае в апреле, и они согласились ускорить переговоры, раз уж у обеих стран не осталось других вопросов, мешающих прогрессу, кроме вопроса о ядерной ответственности, в отличие от Франции и США.
Французская компания Areva не смогла продолжать реализовывать свои планы из-за невозможности со стороны Индии подписать гражданское атомное соглашение с Японией. Areva, как и GE из США, зависит от японских сталелитейщиков из Japan Steel Works (JSW) в области строительства корпусов реакторов. Американские компании также имеют японский капитал в своих гражданских атомных предприятиях и не могут продолжать работы без наличия индо-японского пакта о сотрудничестве в области гражданской атомной энергетики, даже если не брать вопрос об обязательствах в плане атомной ответственности.
Однако, чтобы справиться с этой проблемой, или обойти ее, чиновники рассчитывают на то, что Doosan Heavy Industries из Южной Кореи, а также одна британская компания, смогут заменить японские компании, если соответствующий договор с Японией так и не удастся подписать.
Но до тех пор русские будут оставаться впереди. Они разрешили вопросы с безопасностью, и крупнейшая индийская атомная станция, Куданкулам-I, созданная по российской технологии, весьма вероятно, выйдет на полную мощность в ближайшие несколько месяцев. За этим реактором последует еще один реактор, который вскоре будет запущен рядом.
С другой стороны, политическая неуверенность в Токио на фоне инцидента на АЭС Фукусима минимизировала шансы на скорое окончание переговоров по заключению индийско-японского соглашения по сотрудничеству в сфере гражданской атомной энергетики.