Дмитрий Медведев не станет в следующем году президентом России. Властный лагерь не выдвинет его своим кандидатом на выборы не потому, что нынешний президент проиграет конкуренцию Владимиру Путину. Он проиграет с гораздо более сильным противником: коррупцией – основным, а, возможно, и единственным исправно работающим механизмом общественной жизни России.
Хроникер, описывающий жизнь современной России, мог бы ограничиться сообщениями об очередных ежедневных победах коррупции над президентом, премьером и органами правопорядка. Вот несколько примеров последнего времени.
Медведев, выведенный из себя тем, что план поставок в армию новых вооружений не исполняется даже на половину, хотя на это выделены средства из бюджета, потребовал найти и отправить в отставку виновных. Сергей Иванов, вице-премьер, отвечающий за оборонную сферу, молниеносно отрапортовал, что приказ исполнен, а виновные, т.е. несколько руководителей оборонных заводов и даже один высокопоставленный генерал уже отставлены со своих должностей. Однако очень скоро оказалось, что этот якобы уволенный генерал давно уже не работает, потому что вышел на пенсию.
По примеру своего грузинского коллеги Михаила Саакашвили, которому к огромной зависти россиян удалось очистить от взяточников грузинскую милицию, Медведев пытается сделать то же самое в России. Он ликвидировал милицию, которую он переименовал в полицию, а всех ее работников велел подвергнуть переаттестации. Сейчас они сдают экзамены и даже проходят проверки на детекторе лжи, в которых обязательно появляется вопрос: «Брал ли ты на лапу»?
Словом, реформа органов – это, как кажется, серьезная и широкомасштабная операция. Вроде бы есть даже результаты. Из отчетов министерства внутренних дел следует, что «большая чистка» удалась и уже больше сотни милицейских начальников не прошли проверок и на работу в полицию не перейдут.
Но, оказывается, что это вновь обман. Так же как и с генералом, которого «выгнали» за провал плана вооружений. С милицейских постов уходят в основном те руководители, кто уже достиг пенсионного возраста, или те, у кого есть проблемы со здоровьем.
А остаются и переходят уже на полицейские посты люди, известные тем, что живут гораздо более шикарно, чем им могла бы позволить зарплата. Не далее как позавчера были арестованы два офицера полиции, которые за десятки тысяч долларов в месяц обеспечивали в подмосковных городах безопасную работу нелегальным казино. А ведь совсем недавно они оба прошли аттестацию, проверку на детекторе лжи. Как им это удалось? В личных беседах милиционеры говорят, что пройти проверку, дающую пропуск на работу в «свободную от коррупции полицию, легче всего дав взятку.
Три недели назад старший лейтенант Игорь Сулим попросил президента о помощи, публично пожаловавшись на то, что командование его элитарной военной части выделяет премии, составляющие две трети жалования, только тем подчиненным, которые отдают им их долю. Вчера оказалось, что генералы нашли метод, чтобы военные больше не «высовывались» с подобными обвинениями: врио главкома ВВС Виктор Бондарев выдал тайную инструкцию, по которой военнослужащий, жалующийся на своего начальника, вымогающего взятку, имеет право обратиться исключительно к этому начальнику. И еще, как приказал глава российских авиаторов, подобная жалоба автоматически влечет за собой лишение премий всей военной части жалобщика на время рассмотрения дела.
Гениальное решение. Потенциальный жалобщик будет долго раздумывать, прежде чем решится нарваться на травлю командующего и побои сослуживцев.
Медведев не хочет мириться с этим очковтирательством. Он все чаще критикует государственный аппарат и сложившийся в России уклад, где, как он выразился, можно улучшить только то, что ему удается взять под свой личный контроль.
Этим он перечеркивает свои шансы на второй президентский срок. Люди из госаппарата боятся, что после выборов 2012 года они могут оказаться с ним один на один, уже как с самостоятельным и неконтролируемым Путиным хозяином Кремля. Они боятся, что тогда Медведев отберет у них право набивать карманы, к которому они привыкли при предыдущих президентах.
Так что они предпочитают ставить на нынешнего премьера, веря в то, что после его возвращения в Кремль все останется по-старому.