Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые возможности для России и Китая в греческой приватизации

© коллаж ИноСМИГреческий финансовый кризис - это урок и для России
Греческий финансовый кризис - это урок и для России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Партнеры Греции по еврозоне требуют, чтобы Афины ускорили процесс продажи государственной собственности. Важная и имеющая долговременные последствия проблема заключается в том, что Россия и Китай могут воспользоваться приватизацией для скупки стратегических активов Греции.

Партнеры Греции по еврозоне требуют, чтобы Афины ускорили процесс продажи государственной собственности и разрешили независимому агентству, на которое может очень сильно влиять Германия, возглавить работу по приватизации. Есть опасность, что правящая партия Греции «Всегреческое социалистическое движение» (ПАСОК) взбунтуется против премьер-министра Георгиоса Папандреу и мер жесткой экономии еврозоны. Но более важная и имеющая долговременные последствия проблема заключается в том, что Россия и Китай могут воспользоваться приватизацией для скупки стратегических активов Греции.

Страны-члены еврозоны завершают подготовку нового пакета мер помощи Греции на сумму от 65 до 70 миллиардов евро, который может быть утвержден 20 июня на встрече министров финансов государств еврозоны. И греческая приватизация находится в центре этих усилий. В качестве главного условия нового плана помощи партнеры Греции по еврозоне требуют от Афин ускорить процесс продажи государственной собственности, переложив обязанность за осуществление приватизации с государственных плеч на плечи независимого агентства, которое, как стало известно STRATFOR, будет получать значительные инвестиции от зарубежных государств. Иными словами, Греции к 2015 году надо продать государственных активов примерно на 50 миллиардов евро, причем на таких условиях, которые удовлетворят Германию и другие страны еврозоны – вне зависимости от предпочтений греческого государства, которое владеет этими активами, и греческого общества, которому эти активы дают работу.

Приватизация вызывает споры и противоречия, которые грозят ослабить власть премьер-министра Георгиоса Папандреу над его правящей партией ПАСОК. Есть опасность, что ПАСОК взбунтуется против Папандреу и мер жесткой экономии еврозоны, поставив под сомнение меры европейской помощи и усугубив долговой кризис в Португалии и Испании. Но вопрос более долгосрочного порядка заключается в другом: какие последствия столь масштабная приватизация будет иметь для стратегических активов Греции, таких как порты и трубопроводы, на которые могут найтись заинтересованные инвесторы в России и Китае. В результате эти страны получат возможность через черный ход проникнуть в транспортную и энергетическую инфраструктуру Европы.

Приватизационные муки


Новый план выхода из экономического кризиса породил в Греции кризис политический. Запланированная приватизация государственных предприятий означает новые увольнения работников госсектора, хотя безработица в Греции уже составляет 16,2%, то есть, на 3 процента выше, чем год назад. Работники греческой энергетической компании PPC, телекоммуникационной компании OTE, компаний водоснабжения EYDAP и EYATH назначили на 9 июня 24-часовую забастовку в знак протеста против приватизационных мер, а главные профсоюзы частного и государственного сектора GSEE и ADEDY проведут 15 июня общую забастовку в стране.

Приватизация в большинстве случаев это мучительный и болезненный процесс. Те элементы неэффективности, которые встроены в государственные компании в силу политической логики (избыточная занятость, льготное ценообразование на товары и услуги, рост заработной платы), начинают исчезать, вызывая испуг у значительной части населения. Кроме того,  руководящие должности в государственных коммунальных, энергетических и коммерческих компаниях это зачастую высокодоходное дело, и политические лидеры раздают такие посты в качестве награды преданным сторонникам своих партий, а зачастую напрямую финансируют свои партии из доходов этих компаний. Таким образом,  рабочие, сталкивающиеся с угрозой безработицы, и граждане, выступающие против роста цен на товары и услуги, не одиноки в своем сопротивлении приватизации. Ей сопротивляется и политическая элита, которая остается без важных источников доходов, покровительства и финансовой поддержки. Вот почему для успешного и тщательного проведения приватизационной кампании зачастую необходима «посторонняя политическая сила», способная взять руководство в свои руки и использовать  приватизацию для изгнания устоявшейся и прочно закрепившейся элиты.

Папандреу и ПАСОК никак нельзя назвать посторонней политической силой. ПАСОК 20 лет руководила страной, начиная с 1974 года, и лишь пять лет была лишена власти - до того, как ей удалось в 2009 году разгромить правоцентристскую партию «Новая демократия». Следовательно, самая большая опасность приватизации исходит не от усиливающихся протестов и забастовок на улицах Афин и других греческих городов, поскольку такая оппозиция в основном  аполитична и не является реальной альтернативой правящей партии. Она исходит от партии Папандреу.

События предстоящих нескольких недель станут решающими для Папандреу. Они покажут, в состоянии ли он сохранить контроль над своей партией. Поскольку популярность ПАСОК существенно снизилась, досрочные выборы ее членам совершенно не выгодны. Но не исключено, что Папандреу сможет воспользоваться мрачной перспективой изгнания партии из власти в результате выборов, чтобы запугать несогласных депутатов парламента и заставить их поддержать новые меры жесткой экономии. А это зависит от целого ряда факторов, в том числе, от того, выйдут уличные протесты из-под контроля или нет, и будет ли в них присутствовать насилие, что маловероятно.

Новые возможности в приватизации

Однако болезненные меры по приватизации  в Греции дают возможность  другим приобрести собственность и активы по ценам ниже рыночных. Немецкие компании заинтересованы в целом ряде греческих предприятий, что не может не расстраивать греков, которые видят в принудительной приватизации утрату суверенитета и заговор Берлина с целью приобретения по дешевке потенциально высокодоходных компаний. 6 июня, когда шли переговоры по новому соглашению о преодолении кризиса, немецкая Deutsche Telekom приобрела 10% акций компании Hellenic Telecommunications (OTE) примерно за 400 миллионов евро, в результате чего ей сейчас принадлежит в ОТЕ 40% плюс одна акция. Афины хотят продать Deutsche Telekom еще 6% акций ОТЕ, но немецкая компания заявляет, что сделка состоится лишь в том случае, если она получит полный контроль над кадровой политикой ОТЕ, что позволит провести массовые увольнения – а также станет еще одним примером того, как приватизация приводит к волнениям в обществе.

Российские и китайские компании также пытаются использовать греческую приватизацию в своих геополитических целях. Для Китая Греция это весьма интересный стратегический плацдарм проникновения на развивающиеся рынки Центральной и Восточной Европы. Китай будет использовать  греческие порты Пирей и Салоники для доставки товаров на Балканы, в бывшие советские республики, такие как Украина и Белоруссия, и в страны Центральной Европы, такие как Венгрия, Словакия и Польша. Логика Пекина заключается в следующем. Он вполне сможет расширить объемы своей торговли в странах Центральной и Восточной Европы, где доходы в целом ниже, чем в Западной Европе, в связи с чем китайский экспорт в ценовом отношении будет вполне конкурентоспособным. Китайская компания China Ocean Shipping Co. (COSCO) в июне 2010 года вложила инвестиции в порт Пирей, взяв в аренду на 35 лет два контейнерных терминала по цене примерно 5 миллиардов долларов. COSCO начала проявлять к Пирею повышенный интерес, когда греческое правительство объявило о планах продажи в частные руки всей своей 75-процентной доли в администрации порта. Китайская компания хочет увеличить свои капиталовложения как там, так и в Салониках.

Россия заинтересована в том, чтобы использовать Грецию для блокирования важного альтернативного трубопровода, предназначенного для поставок в Европу природного газа. Евросоюз, который в настоящее время получает из России около четверти потребляемого им газа, изыскивает альтернативы российским газопроводным сетям. В центре внимания ЕС планы создания «южного газового коридора», который представляет собой объединение нескольких разных проектов, предусматривающих поставку в Европу через Турцию азербайджанского, а возможно также центральноазиатского и ближневосточного газа. Греция это важная составляющая данного плана, поскольку она находится на одном из маршрутов, по которому перекачиваемый через Турцию газ будет поступать в Евросоюз. Есть и другой вариант прокладки маршрута – севернее, через Болгарию и Румынию. Из Греции все предлагаемые к строительству газопроводы должны будут сделать короткий прыжок через пролив Отранто в Италию.

На сегодня существует целый ряд трубопроводных проектов, которые составят южный газовый коридор ЕС, но в их числе есть три важнейших. Трубопровод Nabucco предполагается проложить по северному маршруту из Турции в Австрию через балканские страны-члены ЕС. Два других трубопровода должны пройти по южному маршруту из Турции в Грецию. Это Трансадриатический трубопровод (TAP) и трубопровод Турция-Греция-Италия (ITGI), часть которого, получившая название «Посейдон», пройдет под водой из Греции в Италию.

Греческое правительство напрямую вовлечено в проект ITGI, поскольку владеет государственной газовой компанией DEPA, которая сотрудничает с частной итальянской газовой компанией Edison. Для России, и особенно для ее газового гиганта «Газпрома» ключевым является  именно этот проект южного коридора. Поэтому запланированная приватизация DEPA открывает для Кремля интересные возможности. Газпром уже несколько лет присматривается к ITGI, а в 2010 году он провел переговоры с DEPA о приобретении доли в этом проекте. Похоже, что сделка удалась – и теперь Газпром сосредоточился на греческом плане приватизации DEPA, поскольку на продажу может быть выставлено до 32% компании. Это даст Москве в руки существенные рычаги влияния, когда будет приниматься решение о том, чей газ пойдет по трубе ITGI. Таким образом, ITGI может превратиться из альтернативы российскому природному газу в пособника Газпрома, помогающего укреплять господство этой компании на газовых рынках Европы.

Важный вопрос заключается в том, попытаются ли соседи Греции по еврозоне воспрепятствовать усилиям Китая и России по получению доступа к этим стратегическим активам, имеющим огромное геополитическое значение. Предполагается, что независимое от Афин новое приватизационное агентство будет испытывать на себе мощное влияние Германии, поскольку  именно Берлин дает больше всех денег на вытягивание Греции из кризисной ямы. Тем не менее,  Берлин вряд ли будет стремиться к тому, чтобы стратегические активы Афин попали в руки стран-членов еврозоны, а не России и Китая. Германия, являясь экспортером высококачественных и капиталоемких товаров, не рассматривает в качестве  конкурента Китай с его дешевой экспортной продукцией. А это значит, что у Берлина нет причин препятствовать проникновению Пекина на рынки Центральной и Восточной Европы. Во-вторых,  у Германии бурно развивающиеся политические отношения с Россией, включая солидные партнерские взаимоотношения между немецкой E.ON Ruhrgas и Газпромом.  Поэтому Берлин вряд ли захочет активно препятствовать замыслам Газпрома в Греции. Учитывая то, что Германия будет оказывать самое сильное влияние на решения, принимаемые новым приватизационным агентством, и что Берлин заинтересован в том, чтобы Афины заработали как можно больше денег, он вряд ли встанет на пути России и Китая в Греции.