Берлин — В пятницу, после многих дней замешательства, немецкое правительство заявило, что виной эпидемии бактерии E. coli все же стали зараженные проростки бобов с органической фермы, расположенной на севере страны.
При этом официальные лица признали, что все лабораторные тесты, которые должны были подтвердить этот вывод, вернулись отрицательными, и что в силе остается вопрос о том, как эти проростки получили эту заразу.
Представители здравоохранения заявили, что в своих выводах они опирались на эпидемиологическое исследование паттерна распространения инфекции среди заболевших: отслеживался маршрут перемещения заразы по пищевой цепочке с больничных коек в рестораны и далее к источнику – на ферму, расположенную к юго-востоку от Гамбурга, в городке Биненбюттель.
Спустя несколько часов после этого объявления, прозвучавшего в Берлине, власти Вестфалии – региона, расположенного в верхнем течении Рейна, заявили, что им, наконец и впервые, удалось обнаружить патогены, которые считались причиной развития эпидемии, в открытой упаковке проростков бобов с той же фермы.
По словам руководителя Министерства по защите потребителей Йоханнеса Реммеля (Johannes Remmel), эта находка (образцы были взяты в Кельне, из мусорного ведра дома у двоих инфицированных) означает, что накапливаются доказательства того, что, скорее всего, именно бобовые проростки являются источником эпидемии. Федеральные власти предупредили, что выводы по этим находкам все еще нуждаются в подтверждении.
Похоже, что пятничные заявления были призваны заверить немцев, что продукты, ранее подозревавшиеся в содержании токсинов – огурцы, помидоры и салат-латук, безопасны для употребления в пищу. Но многие покупатели продолжают злиться на то, как власти действуют в рамках этой кризисной ситуации.
«Все это один большой скандал», – считает 24-летняя Риза Сетинкая (Riza Cetinkaya), работающая в продуктовой лавке своего отца в берлинском районе Шарлоттенбург. По ее словам, продажи в магазине ее отца упали на 70%.
«Люди очень встревожены. Каждый день объявляли новые выводы, – говорит Сетинская, – Теперь я слышу по радио, что виноваты проростки. Но даже фруктов люди теперь покупают меньше. Это просто безумие».
Эпидемия унесла жизни по меньшей мере 30 человек в Германии, повергла страну в тревогу, а европейское фермерство – в полный хаос. И хотя власти «значительно продвинулись» в решении этой проблемы, эпидемия «еще не закончилась», отметил Рейнард Бюргер (Reinhard Burger), президент Института Роберта Коха – главной в Германии организации по контролю за заболеваниями. Эпидемия еще не окончилась, потому что следует ожидать, что новые заболевшие еще появятся.
На новостной конференции в Берлине Бюргер заявил, что ученые института пока не знают, как патогены вступили в контакт с проростками и осталась ли до сих пор в продаже какая-то часть зараженной продукции.
По мере распространения эпидемии, немецкие власти винили огурцы, помидоры и салат-латук, импортируемые из Испании, и призывали всех европейцев, а особенно жителей севера Германии, где, похоже, располагался эпицентр эпидемии, избегать этих продуктов.
В пятницу официальные представители здравоохранения Германии объявили, что огурцы, помидоры и латук не представляют опасности, но также отметили, что потребителям все-таки следует избегать употребления в пищу сырых проростков – продукта, очень популярного в Европе в качестве добавки в салаты и сандвичи.
«Вполне вероятно, что источник заразы уже себя исчерпал, то есть, что те зараженные проростки уже съели, либо выкинули», – отметил Бюргер.
По его словам, изучая, как распространялась инфекция, «эпидемиологически оказалось возможным сузить спектр наиболее вероятных причин распространения эпидемии к употреблению проростков».
«Виноваты проростки», – подтвердил Бюргер и добавил, что в ходе расследования было проверено 112 человек, 19 из которых оказались заражены E. coli в ходе коллективного похода в ресторан. Были исследованы рецепты, по которым готовились заказанные ими блюда, были опрошены повара и даже исследованы фотографии, сделанные в тот вечер – люди из этой группы фотографировали друг друга за столом, когда их заказы уже стояли перед ними.
Целью расследования было «точно понять, как именно готовилось каждое блюдо и какие использовались ингредиенты», – объяснил Бюргер. Оказалось, что те, у кого в заказанном блюде присутствовали проростки, были в девять раз более склонны быть инфицированными, чем остальные члены той же группы. Именно этот след привел на органическую ферму, откуда взялись эти проростки.
В пятницу власти Нижней Саксонии заявили, что опечатали ферму и приказали ее управляющим приостановить продажу всей продукции фермы. Министр сельского хозяйства страны Герт Линдерман (Gert Lindemann) объявил, что владельцы фермы в воскресенье, после того, как ферма оказалась под подозрением, согласились остановить продажи.
Немецкие власти заявляют, что эпидемия вызвала столько смертей из-за того, что бактерия способствовала развитию смертельно опасного осложнения, известного как гемолитико-уремический синдром (ГУС), при котором начинается отказ почек и вызываются неврологические повреждения.
В отдельном заявлении, опубликованном в интернете в пятницу, представители Института Роберта Коха отметили, что количество новых заболевших «значительно меньше». В Германии эпидемия унесла жизни 30 человек, в том числе 21 человек погиб от осложнений, вызыванных гемолико-уремическим синдромом. Всего заразилось 2 988 человек и 759 получили ГУС.
Помимо 30 смертей, зарегистрированных в Германии, один фатальный исход зарегистрирован и в Швеции.
Эпидемия вызвала тревогу по всей Европе: испанские фермеры требуют компенсации за уничтоженный урожай, фермеры в Германии и других странах Европы говорят, что спрос на огурцы, латук и помидоры упал так сильно, что им пришлось выкинуть тонны своей продукции.
Россия отреагировала на эпидемию E. coli запретом на ввоз европейских овощей – от этого запрета застонали европейские фермеры, сетуя, что закрылся один из крупнейших доступных им рынков сбыта.
В пятницу Россия пообещала отменить запрет, когда ЕС предоставит документальное доказательство того, что европейская сельхозпродукция безопасна, сообщают журналисты из Нижнего Новгорода, города на Волге, где президент Дмитрий Медведев встретился с лидерами ЕС.
«Мы готовы возобновить импорт при условии гарантий от властей Евросоюза», – цитирует Associated Press слова президента Медведева, произнесенные им на пресс-конференции. Остается неясным, какого рода гарантии удовлетворят российские власти.