В пятницу в центре Москвы был застрелен бывший офицер российских танковых войск, осужденный за убийство чеченской девушки и досрочно вышедший на свободу. Полиция предполагает, что его убийство было заказным.
Юрий Буданов, бывший армейский полковник, отмеченный наградами, стал самым высокопоставленным офицером, осужденным за преступления, которые были совершены в ходе войны в Чечне. Его досрочное освобождение в 2009 году вызвало массовое негодование в этом населенном в основном мусульманами регионе.
Хотя в Чечне г-на Буданова ненавидели, среди русских националистов он стал героем. В пятницу полиция была приведена в повышенную готовность на случай, если его смерть вызовет столкновения.
Около полудня в пятницу, когда г-н Буданов вышел из нотариальной конторы покурить, убийца четыре раза выстрелил ему в голову, сообщил российскому телевидению официальный представитель российского Следственного комитета Владимир Маркин. Г-н Буданов умер на месте.
По словам г-на Маркина, стрелявший скрылся на светлом автомобиле Mitsubishi Lancer. Позднее машина была найдена частично сожженной. Под сидением в ней лежал пистолет с глушителем, заявил г-н Маркин.
О возможных мотивах он говорить не стал. Информационное агентство «Интерфакс» между тем процитировало неназванного сотрудника правоохранительных органов, предположившего, что речь идет об убийстве из мести.
Г-н Буданов никогда не отрицал, что он в марте 2000 года насильно увез 18-летнюю Эльзу Кунгаеву из ее чеченской деревни. На суде он говорил, что г-жа Кунгаева была снайпером, хотя это так и не было доказано. Как установил суд, у себя в части он связал ее и задушил в приступе пьяной ярости, после чего приказал своим подчиненным зарыть ее тело в соседнем лесу.
Вторая российская кампания в Чечне была в то время в самом разгаре. 160-й танковый полк, которым командовал г-н Буданов входил в состав российских войск, вошедших в Чечню, чтобы покончить с жестоким исламистским восстанием. Правозащитные организации утверждают, что в процессе российские военные часто похищали, пытали и убивали мирных жителей.
Немногие из этих военных были наказаны, однако г-н Буданов стал исключением. В 2003 году он был приговорен к 10 годам заключения и лишен звания и наград.
Для чеченцев г-н Буданов стал воплощением всех страданий, перенесенных за два десятилетия постоянно возобновлявшейся войны, и его освобождение в 2009 году за четыре года до истечения срока приговора вызвало в Чечне уличные протесты.
В пятницу со стороны чеченских официальных лиц реакции на смерть г-на Буданова не последовало. Виса Кунгаев, отец Эльзы Кунгаевой, утверждает, что он не чувствует удовлетворения.
«Если бы я убил его сам, тогда бы справедливость восторжествовала», - заявил г-н Кунгаев по телефону из Норвегии, в которой он получил политическое убежище.
«Собаке - собачья смерть», - добавил он при этом.