В пятницу сирийский режим приказал своей армии войти в осажденный город Джиср аль-Шугур, а выступающие за демократию демонстранты по всей стране были встречены огнем, в результате чего, по словам активистов, погибли больше 20 человек.
В последние дни через границу Турции хлынули беженцы. Турецкие власти утверждают, что от боев в расположенные в стране лагеря бежали почти 3000 сирийцев. Большинство из них пришли через холмы из северного города, которому всю неделю угрожали сирийские танки и солдаты. В пятницу утром войска, наконец, вошли в Джиср аль-Шугур.
Сейчас сообщение с городом отсутствует, и люди, сумевшие бежать в Турцию, не могут связаться с оставшимися в городе родственниками. По слухам, Джиср аль-Шугур практически опустел. Что происходит в городе во время самой крупной операции, из предпринимавшихся сирийской армией с тех пор, как 15 марта начались народные волнения, точно выяснить невозможно.
Город, население которого ранее составляло 41 тысячу человек, стал узловой точкой для сирийской революции после того, как режим президента Башара Асада пообещал отомстить его в основном беззащитным обитателям. Правительство обвиняет их в том, что они на прошлых выходных убили 120 солдат правительственных сил.
Сейчас почти все жители города находятся в бегах. Два человека, с которыми корреспондент Guardian в пятницу говорил в деревне Гювеччи на юге Турции меньше чем через час после того, как они перешли границу, заявили, что сотни горожан скрываются в холмах и долинах на 20-мильной территории, расположенной между их родным городом и границей Турции, за которой их ждет безопасность.
Турция заявила, что она готова принять столько беженцев, сколько будет необходимо. При этом она не позволяет ни кому из них публично выступить с рассказом о пережитом. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган по-прежнему продолжает поддерживать Асада.
Впрочем, в четверг вечером Эрдоган сменил тон своих высказываний, назвав ситуацию в Сирии «ужасающей» и намекнув, что Дамаск, видимо, не воспринял всерьез его последние претензии.
Однако, несмотря на международное осуждение, уровень насилия в Сирии в пятницу не снизился. Правозащитные организации, действующие в Дамаске, утверждают, что всего на демонстрациях в разных частях страны был убит 21 человек.
Наиболее крупные выступления, по-видимому, проходили в столице, в пригородах которой, по сообщениям активистов, войска применяли слезоточивый газ и боевые патроны. Серьезные протесты также прошли в Латакии, Алеппо и Хаме, в которой в предыдущую пятницу погибли больше 60 демонстрантов.
Все последние шесть недель больше всего крови лилось по пятницам – в первый день выходных в Сирии, в который верующие посещают мечети. Молитвы часто выливались в демонстрации, переходившие в марш, которые запрещены в Сирии в течение большей части последних четырех десятилетий, как потенциальная угроза диктатуре.
Эта пятница не выделялась из общего ряда. Судя по всему, столкнувшийся с трудностями режим не готов признать, что он стал объектом международного осуждения, которое на этой неделе привело к попыткам Британии и Франции внести в Совет безопасности ООН резолюцию с критикой сирийских властей.
В одном из городов на северо-западе страны протесты в защиту демократии, как сообщается, разгоняли пулями с боевых вертолетов. Это первое сообщение об использовании авиации против демонстрантов. Вертолеты были использованы после того, как наземные войска убили пять манифестантов, сообщает правозащитная организация Syrian Observatory for Human Rights.
«Не меньше пяти вертолетов летали над Маарат аль-Нуманом и стреляли из пулеметов, пытаясь разогнать десятки тысяч человек, вышедших на марш протеста, - заявил по телефону свидетель, представившийся Навафом. – Люди прятались в полях, под мостами, и в своих домах, но обстрел в основном опустевших улиц продолжался еще несколько часов».
Сирийские беженцы также продолжают стекаться в Ливан, в котором им никто не мешает рассказывать о том, что происходило во время столкновений в их городах и деревнях. Однако, по-видимому, никто из жителей Джиср аль-Шугура пока не пытался достичь ливанской границы. Практически все они бежали на север, что создает опасность гуманитарного кризиса на территории между городом и турецкой границей.
«Многие люди все еще пытаются добраться до границы, хотя у них нет ни воды, ни еды», - утверждает Хасан, 18-летний владелец магазина из Джиср аль-Шугура, утверждающий, что он нашел лазейку через границу и использует ее, чтобы снабжать членов семьи, которые все еще находятся в пути.
«Я уже пять дней бываю в тех местах, и людей там становится все больше».
Кроме того, проясняется картина кровавых столкновений, которые произошли в Джиср аль-Шугуре на прошлых выходных и стали причиной для мести правительства. The Guardian беседовал с шестью людьми, которые независимо друг от друга рассказывали о бородатых людях в штатском, оказывавших поддержку сирийским солдатам, когда в городе бушевали волнения.
Достоверно подтвердить эти сообщения было невозможно. Однако в пятницу британские официальные лица еще раз заявили, что сирийское правительство получает советы и технические средства от иранских Стражей Исламской революции. При этом Вестминстер утверждает, что данных, которые указывали бы на то, что Иран напрямую посылает солдат или военизированные формирования подавлять протесты в Сирии, у него нет.
«Это было бы чем-то новым. Мы ни о чем подобном не осведомлены, но мы не можем этого исключать», - заявил один из британских чиновников.
В четверг британский поверенный в делах в Тегеране был вызван в МИД, чтобы выслушать протест по поводу британских обвинений.
«Британия не отказывается от своих слов, - говорится в ответном заявлении британского министерства иностранных дел. – У нас есть заслуживающая доверия информация, которая указывает на то, что Иран помогает Сирии подавлять протесты, в том числе предоставляя ей специалистов и оборудование».