10 июня Грузию с шестидневным визитом посетил Католикос всех армян Гарегин II. В числе важнейших вопросов, обсуждение которых ожидалось с особым нетерпением, – проблема статуса епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии и возвращения под юрисдикцию этой непризнанной к настоящему времени епархии церквей, которые грузинская сторона объявила «спорными». Это достаточно щепетильная тема, поэтому детальнее об итогах визита поговорим по его завершении, когда официальных комментариев станет чуть больше.
Тем не менее отметим, что отсутствие у Грузинской епархии ААЦ статуса юридического лица означает также отсутствие законной возможности полноценного функционирования. Иными словами, она не зарегистрирована как организация, имеющая право на свою собственность, на расширение этой собственности, на осуществление хозяйственной деятельности и оперативное управление движимой и недвижимой собственностью.
Во всех других странах все подразделения и структуры армянской апостольской церкви - епархии, экзархаты, патриархии и патриаршества - наделены статусом юридического лица, соответственно, правом на собственность. Большинство епархий ААЦ функционируют в России, Европе и в Новом Свете.
Что касается Азии, то кроме Грузинской епархии здесь функционируют три епархии ААЦ в Иране (Атропатенская, Тегеранская, Исфаханская), по одной в Ираке (Иракская епархия), Сирии (Берийская епархия), Египте (Египетская епархия), экзархат Индии и Дальнего Востока (Индия, Сингапур, Индонезия, Бирма, Китай), а также Константинопольский патриархат ААЦ (Турция) и Иерусалимская патриархия ААЦ (Израиль). Таким образом, только «грузинское подразделение» ААЦ не имеет статуса юридического лица.
Именно отсутствие юридического статуса, не позволяющее в законном порядке не только содержать собственность, но и отстаивать ее, предоставило возможность только в одном Тбилиси снести десятки армянских церквей: Ванкский собор, Дзорабашская церковь Св. Геворга, Навтлугская церковь Св. Геворга, церковь Св. Григора Лусаворича, церковь Зркиянц, церковь Св. Карапета, церковь Св. Саргиса и многие другие.
На той же «законной основе» некоторые армянские церкви давно переделаны в грузинские: Верийская церковь Св. Карапи, Девичий монастырь, Петхаинская церковь Пресвятой Богородицы, церковь Св.Степаноса, Чугуретская церковь Пресвятой Богородицы… Некоторые армянские церкви просто не действуют, на них висит замок и туда не допускаются прихожане: Мугнинская церковь Св. Георгия, церковь Норашен, церковь Св. Минаса… И все это только в одном Тбилиси.
По мнению армянской стороны, придание юридического статуса Грузинской епархии ААЦ могло бы изменить ситуацию, уж по крайней мере не позволять грузинским властям и сановникам в «законном порядке» разрушать армянские церкви, взрывать часовни, стирать армянские фрески, ровнять с землей алтари. Собственно, поэтому визит Католикоса в Грузию и ожидался с нетерпением.
Сам визит начался с приема на армяно-грузинской границе. На пропускном пункте армянского Католикоса встречал грузинский Патриарх Илиа II. В первые два дня визита Гарегин II на встрече как с Патриархом Илиа II, так и с политическим руководством страны поднял вопрос статуса епархии Армянской Церкви как юридического лица. В этой связи президент Михаил Саакашвили уже высказывался на предмет того, что ААЦ в Грузии получит статус только тогда, когда аналогичного статуса удостоится ГПЦ в Армении.
Грузинский патриарх Илиа II отметил, что, «говоря о церквах, нельзя забывать, что у обеих сторон есть свои требования, есть документы о том, что в Грузии есть армянские, а в Армении – грузинские церкви». Речь идет о пяти армянских халкедонитских культовых сооружениях на севере Армении (Ахтала, Кобайр и др.), на которые грузинская сторона предъявляет требования. Илиа II заявил, что они готовы сформировать комиссию ученых, которая обсудит факты обеих сторон (как это похоже на турецкие усилия по созданию «армяно-турецкой комиссии» историков по изучению событий начала прошлого века).
Между тем пресс-служба Армянской Апостольской Церкви распространила сообщение, в котором говорится: «В ходе беседы духовных лидеров была достигнута договоренность дать юридический статус Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии и Грузинской церковной общине - в Армении».
Совершенно очевидно, что грузинская сторона склонна кардинально пересмотреть историю и абсолютизировать роль Грузии в хронике армянской средневековой жизни. Детально об итогах переговоров мы поговорим уже по завершении визита.