Москва — 26 лосиных губ оказались только началом. Среди частей тел животных, задержанных на российской таможне, согласно отчету, поступившему во вторник, оказались объекты экзотичные, даже по меркам российско-китайской границы, на которой процветает контрабанда браконьерской добычи. Согласно отчету, в этот раз среди задержанной контрабанды оказались 1041 медвежья лапа, рысьи шкуры, части когтей неопознанных животных и пять бивней мамонтов.
По словам таможенников, они обнаружили груз после того, как собаки указали на китайский грузовик, выглядевший пустым. При дальнейшей проверке обнаружился потайной отсек с контрабандным грузом.
«Незаконный груз весом почти 1,4 тонны был задержан пограничниками и сотрудниками таможни», – гласил отчет. В нем также говорилось, что все предметы контрабанды были завернуты по отдельности, но не было указано, охлаждался ли тайник. Только одни лосиные губы весили 84 килограмма.
На Дальнем Востоке России контрабанда процветает. На протяжении многих лет длинная граница России с Китаем была закрыта, но недавно открылась для перемещения и торговли.
Китай собирает урожаи сибирских диких животных как пылесос, говорит Алексей Вайсман, старший координатор программы Traffic Europe-Russia, которую спонсирует природоохранная организация WWF, ведущая мониторинг торговли дикими животными. Самая объемная партия, встреченная им до сих пор, содержала 778 лап (на одну меньше, чем 197 комплектов по четыре).
По его словам, сейчас контрабандистам приходится идти на риск и пытаться провозить большие партии, поскольку российские пограничные службы, работающие с собаками, все лучше пресекают мелкую контрабанду. Крупная партия, о которой шла речь в отчете от вторника (лапы 260 медведей), скорее всего, накапливались у сборщика, перекупившего их у охотников за зиму, прокомментировал он. За комплект из четырех лап охотник выручает 50 долларов.
Медвежьи лапы в Китае считаются ритуальной едой, лосиные губы – деликатесом. Помимо этого в Китай ежедневно нелегально провозятся для употребления в еду и производства снадобий медвежьи желчные пузыри, лягушки, оленьи рога и гениталии пятнистого оленя. Кости амурского тигра – вымирающего вида - имеют высокий спрос в качестве афродизиака.
Контрабанда бивней мамонта – весьма комплексное нарушение, за которым стоит целый набор весьма необычных юридических и этических вопросов.
Бивни – продукт более ценный, чем представляют себе многие на Западе. В верхних слоях оледенения в вечной мерзлоте северной Сибири хранятся останки, по приблизительным оценкам ученых, 150 миллионов мамонтов, живших в период от 3 600 до 400 000 лет назад. Останки выступают на поверхность весной, когда стаивают верхние слои на необъятных северных территориях России, и их регулярно собирают. Большая часть находок официально экспортируется в Китай, Южную Корею и Японию – там из мамонтового бивня вырезают личные печати, которые используются вместо подписи на документах.
Но для экспорта Россия требует, чтобы поставщик имел лицензию. Такая мера направлена на то, чтобы торговцы отправляли находки, могущие представлять научную ценность (как, например, доисторические образцы с отметинами, свидетельствующими об убийстве животного первобытным человеком или имеющие следы древних болезней) исследователям. Природоохранные организации, озабоченные нелегальными поставками слоновой кости из Африки в Азию, призывают заинтересованных в такого рода товарах переключаться на покупку у официальных торговцев мамонтовым бивнем из Сибири.
И, тем не менее, до сих пор остается не ясно, как именно бивни были спрятаны в грузовике, перехваченном на границе под Благовещенском, а также, как они оказались у контрабандистов. Часто бивни пилят и продают в развес, килограммами.