Москва – Это единственная крупная международная организация, в состав которой не входят ни Соединенные Штаты Америки, ни их союзники, и ее влияние в измученной проблемами Центральной Азии быстро усиливается.
В среду Шанхайская организация сотрудничества, основу которой составляют Россия и Китай, отметила свое десятилетие, проведя шикарный саммит в столице Казахстана Астане, на котором в качестве наблюдателей присутствовали лидеры соседнего Ирана, Пакистана, Индии, Афганистана и Монголии. Членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Однако, как говорят эксперты, за смелыми официальными декларациями о том, что ШОС прошла «испытание временем» как альянс в области торговли и безопасности, скрывается растущая обеспокоенность, что бывшей советской Центральной Азии грозит возможное цунами политической дестабилизации. Организация укрепляет сотрудничество в сфере безопасности между своими членами, однако сегодня никто не говорит о превращении ШОС в прочный военный альянс наподобие НАТО, способный предпринимать решительные коллективные действия в кризисных ситуациях.
Ограничившись кратким осуждением американских планов создания глобальной системы противоракетной обороны и отдав тем самым должное едва ли не маниакальному представлению Кремля о том, что ПРО является надвигающейся угрозой для российской безопасности, саммит ШОС, прошедший в основном за закрытыми дверями, сосредоточился главным образом на двух опасностях для стабильности региона.
На регион может повлиять «арабская весна»
В ближайшем будущем ударная волна от демократических восстаний «арабской весны» проникнет в этот регион, где правящие режимы представляют собой различные варианты посткоммунистической автократии. Это вызывает страх перед массовыми волнениями, особенно в самом густонаселенном и самом диктаторском государстве Узбекистане.
«Сегодня мир стоит перед лицом очень серьезных испытаний, - заявил российский президент Дмитрий Медведев. - Этот год начался с так называемой «арабской весны», которая создала совершенно новую ситуацию как на арабском Востоке, так и на севере Африки. По всей вероятности, международные последствия того, что там произошло, будут растянуты на значительный период».
Главная обеспокоенность заключается в том, что вирус демократии может поразить Узбекистан, где бывший руководитель коммунистической партии Ислам Каримов до сих пор сохраняет режим личной власти, жестоко подавляя любые проявления политического инакомыслия и подвергая запрету даже самые умеренные публичные проявления ислама. Согласно сообщению независимой московской радиостанции «Коммерсант», Медведев во вторник провел с Каримовым жесткие переговоры с глазу на глаз, на которых мог даже предложить ему уйти в отставку.
«Нестабильность в Узбекистане Москва считает вполне возможной. Медведев полагает, что некоторые проблемы можно решить до того, как возникнет восстание, скажем, путем предоставления людям больших прав, - говорит депутат Думы с кремлевскими связями Сергей Марков. – Медведев мягко потребовал от Каримова прекратить применение пыток и проявить больше снисходительности к исламу. Но говорить об этом с Каримовым невозможно. Это очень сложный человек, и руководит он исключительно сложной страной».
Самый страшный кошмар для ШОС это взрыв в Узбекистане, который эхом отзовется по всему региону, вызвав дестабилизацию наиболее слабых режимов, включая Киргизию и Таджикистан.
«В этом случае трудно понять, какие у Москвы могут быть варианты действий, - говорит Марков. – Россия и Китай пристально следят за ситуацией, и могут предпринять определенные шаги для подавления восстаний в случае их возникновения. Других хороших вариантов просто нет».
Нервные взгляды в сторону Афганистана
Что касается более отдаленной перспективы, то ШОС крайне обеспокоена возможным провалом миссии НАТО в Афганистане, а также возвратом этой страны к анархии, которая возникла там после окончания катастрофической девятилетней советской оккупации в 1989 году.
«Россия выступает за налаживание более тесного и многопланового сотрудничества между Шанхайской организацией и Афганистаном, - заявил Медведев, выступая на саммите. - От этого (расширения сотрудничества с ШОС) в конечном счете зависит и то, как будет идти процесс политической стабилизации в стране, от ситуации в которой в значительной мере зависит безопасность наших государств».
Хотя Россия по политическим причинам просто не может ввести войска в Афганистан, помня о болезненном советском поражении, Москва ищет способы для восстановления там своего влияния. Она стремится к участию в инфраструктурных проектах, продает Афганистану вертолеты и наращивает сотрудничество с западными силами в борьбе с масштабной контрабандой наркотиков, которые после начала натовской войны буквально наводнили бывшую советскую Центральную Азию и Россию.
«Афганистан стал главной причиной создания ШОС 10 лет тому назад, еще до того, как 11 сентября заставило американцев признать эту угрозу, - говорит Марков. – Опасность экспорта радикального исламизма в наш регион хорошо нам знакома. Похоже, что США не смогут решить проблемы Афганистана, и возрождение этой угрозы должно вызывать серьезную озабоченность».
Член ШОС Таджикистан пережил и серьезно пострадал от длившейся почти десятилетие жестокой гражданской войны, которую разжигали в основном проникавшие из-за границы боевики. Война эта закончилась лишь после того, как НАТО уничтожила режим талибов в соседнем Афганистане.
Руководство Киргизии утверждает, что за беспорядками на юге этой страны, где проживают представители разных национальностей, стоят афганские наркодоллары, которыми пользуются местные боевики-исламисты. Узбекские лидеры точно так же обвиняют афганские силы в организации в 2005 году бунта в городе Андижане, находящемся в Ферганской долине. Силы безопасности Узбекистана тогда жестоко подавили эти выступления, убив примерно 500 человек.
«Ситуация в Афганистане ухудшается, и это беспокоит все близлежащие страны, - говорит Александр Дугин, возглавляющий влиятельную организацию правого толка Международное евразийское движение, куда входят российские ученые, бизнесмены и политики. – Запад далеко, а мы рядом. Это наша зона безопасности, и именно поэтому лишь такая организация как ШОС имеет возможность предложить Афганистану конструктивную альтернативу».