Улан-Батор, Монголия – Являясь лидером маленькой страны, которая когда-то была непобедимой сверхдержавой, президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж (Tsakhia Elbegdorj) дает совет американцам, уставшим от тяжкого бремени мировой державы: помните Чингисхана, и держитесь своих друзей.
«В это трудно поверить, но Монголия была самой большой державой в мире, и у нас были такие же обязанности», - заявил Элбэгдорж, которому в четверг предстоит встреча с президентом Обамой в Белом доме, и который намерен представить свою страну в качестве стабильной проамериканской демократии, заслуживающей большего внимания.
Втиснутая между усиливающимся и авторитарным Китаем, и зачастую драчливой, но по-прежнему очень сильной в этих краях Россией, Монголия является единственной на этих огромных, покоренных Чингисханом в 13-м веке просторах страной, которая регулярно проводит выборы и обеспечивает мирный раздел власти между соперничающими между собой партиями.
Соединенные Штаты, подобно Монголии в пору ее расцвета, «обязаны помогать тем, кто пытается идти по их стопам», заявил Элбэгдорж во время интервью, которое он дал в войлочной юрте на территории своей официальной резиденции в монгольской столице.
Безусловно, воины Чингисхана убили много людей. Но по словам президента, учившегося в СССР на военного журналиста и возглавившего демократическую революцию в Монголии в 1990 году, делалось это по вполне оправданным причинам.
«Вы думаете, мы просто отправлялись куда-то, чтобы убивать? – говорит он. – Нет, это не так».
Монголия, говорит он, своими мускулами поддерживала торговлю на Шелковом пути, а также обеспечивала исполнение писаных законов. А «когда появлялся убийца или, как говорят сегодня, террористическая нация, мы были дланью божьей, которая ее умиротворяла. А бедным странам мы помогали».
Сегодня тоже, заявляет Элбэгдорж, «иногда надо уделять внимание друзьям».
Помощник госсекретаря по восточноазиатским и тихоокеанским делам Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell) отмечает, что администрация Обамы «решительно нацелена на расширение, углубление и упрочение стратегических отношений с Монголией, включая развитие коммерческих, политических и культурных связей». Встреча в Овальном кабинете в четверг, заявил он из Вашингтона, «является доказательством этого, как и другие визиты и контакты высокопоставленных американских представителей в предстоящие месяцы».
Монголию должны посетить вице-президент Байден и госсекретарь Хиллари Клинтон.
Но пока самую холодную в зимний период столицу мира Улан-Батор посетил лишь один американский лидер – президент Джордж Буш. Буш сделал там остановку на несколько часов в 2005 году. Попытки заключить соглашение о свободной торговле ни к чему не привели, и объем американских инвестиций в Монголии ничтожен, несмотря на богатейшие природные ресурсы страны и активные попытки других государств, в частности, Китая и Канады, подтолкнуть Улан-Батор в сторону мощного экономического бума на базе полезных ископаемых. Всемирный банк в своем недавнем докладе назвал «отличными» перспективы экономического развития этой страны.
Монголия направляла свои войска на помощь американским силам в Афганистан и Ирак. В отличие от Китая, России и бывших советских республик Центральной Азии, у нее живая и свободная пресса. Там разрешены уличные протесты, а власть не преследует и не запугивает своих критиков. Некоторые местные руководители похожи на громил и бандитов, а в национальном парламенте мощным влиянием пользуются монгольские олигархи, однако страна эта намного свободнее своих соседей.
«Наверное, если бы мы создавали проблемы, если бы мы укрывали бен Ладена или делали атомные бомбы, Америка уделяла бы нам больше внимания», - шутит Элбэгдорж, потягивая кофе из чашки, украшенной американским флагом и надписью «Washington, DC».
В последние 20 лет американская помощь Монголии, население которой составляет всего 2,8 миллиона человек, была равна в среднем 10 миллионам долларов в год. Это существенная сумма в пересчете на душу населения, примерно равная тому, что США дают Пакистану. Но это капля в море для страны размером с Западную и Центральную Европу вместе взятые, которая стремится стряхнуть с себя наследие последних 70 лет, когда она, по сути дела, была колонией Советского Союза.
Посол США в Улан-Баторе Джонатан Эдлтон (Jonathan S. Addleton) говорит, что американская помощь высокоэффективна «до последнего доллара». Вместе с тем, он отмечает, что «Монголия окажется в лучшем положении, когда перейдет от отношений получательницы помощи, какие существуют сейчас, к коммерческим отношениям».
Однако американские компании пока не спешат активно действовать в этой стране, хотя General Electric открыла недавно здесь свое представительство, а крупная угольная компания Peabody Energy готовится к разработке гигантского угольного месторождения Монголии в пустыне Гоби. На долю США в Монголии приходится всего 2,4% иностранных инвестиций, в то время как доля Китая составляет 51%. Это официальные данные монгольской статистики.
Элбэгдорж говорит о том, что Монголии приходится уравновешивать конкурирующие интересы при принятии решения о том, кто будет осваивать самое крупное в мире нетронутое угольное месторождение Таван Толгой. Он заявляет, что вместо определения единственного кандидата, правительство, скорее всего, выберет компании из Китая и России, а также базирующуюся в Сент-Луисе Peabody.
С продажей самолетов у США дела идут лучше. Монголия хочет покупать исключительно машины компании Boeing, говорит президент. Вскоре будет объявлено о заключении контракта на поставку трех самолетов.
Возможно, Монголия и маленькая страна, давно уже вышедшая из зенита своей общемировой славы и величия, однако «верящие в демократию люди из Китая и России смотрят на нас как на пример», говорит Элбэгдорж. Он добавляет, что мог бы «прочитать великолепную лекцию» на Ближнем Востоке, чтобы живущие там люди поняли, что после свержения диктатуры «они будут страдать как минимум 10 лет», однако им нельзя поддаваться искушению и поворачивать назад.
Проведенный недавно опрос показал, что большинство монголов восхищаются Соединенными Штатами, но лишь 3,5% респондентов назвали Америку страной, с которой у Монголии самое лучшее сотрудничество и взаимодействие. Предпочтение России отдало в 10 раз больше человек.
«Америка слишком далеко», - фыркает бывший чемпион по борьбе Баттулга Халтмаа (Battulga Khaltmaa), ныне занимающий пост министра транспорта, строительства и городского развития.
Но Элбэгдорж, который учился в Гарварде в Школе государственного управления им. Кеннеди, считает, что общая приверженность демократии может сократить это расстояние. «Очень важны ценностные связи, - говорит он. – И нам надо их укреплять. Если Америка приложит к этому усилия, у Америки будет много друзей, которые живут самостоятельно, а не за счет бомб или американских войск».
Профессор монгольской истории из Улан-Батора Сердарам Дамдин (Serdaram Damdin) говорит о том, что и Соединенным Штатам надо прекратить отступать и впадать в паралич из-за внутренних ссор. Иначе, заявляет он, Pax Americana пойдет по пути монгольской империи Чингисхана, которая после векового господства превратилась в ничтожество из-за междоусобиц.
«Чингисхан вел войны, чтобы дать мир. Америка сейчас делает то же самое, - подчеркивает Дамдин.- Если бы не вмешательство Америки, мир сегодня вернулся бы в средневековье».