Адмирал Джанпаоло ди Паола является вторым человеком в военной иерархии НАТО. В последний раз я встречался с ним в 2004-м году, когда в качестве начальника штаба Объединенных вооруженных сил Италии он был с официальным визитом в Белграде, тогда он дал свое первое интервью для «Политики». Он снова приехал в Белград, чтобы принять участие в военно-стратегической партнерской конференции, которая прошла в отеле «Хаятт».
«Политика»: Господин адмирал, в чем отражается трансформация НАТО после саммита в Лиссабоне?
Джампаоло ди Паола: Вопрос безопасности и вызовов в этом плане изменился. Не существует больше традиционных угроз. Теперь это сводится к терроризму, энергетической безопасности и кибервойнам, которые представляют угрозу всему миру. Мы должны противостоять этому вместе, мы должны развивать потенциал и инструменты для достижения этой цели, мы должны учесть все аспекты и подключить всех участников процесса к устранению этих угроз. Вот почему нам необходимо развивать партнерские связи, союзничество, крепкие взаимоотношения, мы должны выстраивать атмосферу взаимного доверия. Посмотрите, как мы наладили отношения с Россией - от бывшей конфронтации к нынешнему партнерству.
- Что для НАТО глобальные общественные блага? Нефть в Сибири?
- То, что мы называем глобальным общим благом, - это не продукт или область, которая не принадлежит никому из нас в отдельности, а собственность всего международного сообщества и то, что крайне важно для нашего благополучия. Это море, воздух, космос, пространство, которое принадлежит всем. Воздушное пространство используется для спутниковой связи, радиосвязи. Таким образом, глобальные ресурсы - это не продукт, это природа, которая нужна всем нам, и мы должны сделать так, чтобы каждый мог пользоваться ею в своих собственных интересах и на благо всех нас.
- Почему в стратегической концепции НАТО от 1999 года нет больше слов «в соответствии с принципами Устава ООН»?
- Потому что альянс всегда действует в соответствии с Уставом ООН, и нет необходимости акцентировать на этом внимание. Это само собой разумеется.
- Опирается ли по-прежнему НАТО преимущественно на свою военную мощь?
- Военный потенциал является важным элементом альянса, но уже не ключевым, теперь мы полагаемся больше на политический подход к проблемам. Политическая структура в настоящее время является важным инструментом в подходе к проблемам до решения о применении силы.
- До каких пор НАТО собирается размещать в Европе американское ядерное оружие?
- Пока существует ядерное оружие, НАТО будет полагаться на него. Но в то же время мы работаем над снижением важности этого вида оружия. НАТО должна быть ядерной силой до тех пор, пока в мире есть ядерное оружие.
- Германия требует убрать это оружие с территории ЕС?
- Ну, Германия является инициатором формирования команды, которая работает над сокращением ядерного оружия в Европе. Как союзники, мы работаем над этим.
- Как НАТО собирается решать проблему сопротивления России американской системе ПРО в Европе?
- Я думаю, что и НАТО, и Россия в конечном итоге поймут, что сотрудничество по этой важной и деликатной теме представляет взаимный интерес. Сотрудничество - это также и дискусия о том, как относиться к этой проблеме.
- Что вы имеете в виду под сотрудничеством, если Андерс фог Расмуссен заявил, что НАТО не позволит русским контролировать противоракетный щит в Европе?
- Почему вы меня спрашиваете о Расмуссене? Мы не отказываемся от сотрудничества с Россией, но сегодня никто не знает, как это сотрудничество будет выглядеть на практике. Я не хочу участвовать в чем-то, что неизвестно, как будет развиваться. Мы будем продолжать переговоры с русскими, и в конечном итоге мы обязательно прийдем к общему решению.
- Война в Ливии. Можно ли насилием решить проблему насилия? Зачем НАТО эта война?
- Странным образом вы задали этот вопрос. НАТО не нужна эта война. Никому не нужна в эта война. Это не война.
- А что же?
- То, что мы делаем, соответствует резолюции Совета Безопасности ООН, которая обязывает нас всех, включая вас, защитить народ Ливии от его лидера-убийцы. Резолюция 1973 четко определяет это. Не повстанцы убивают свой народ, а Каддафи. Простите, но он стреляет ракетами по мирному населению Мисураты.
- А вы бомбите мирных жителей Триполи?
- Нет, мы бомбим силы Каддафи.
- А как же ливийская нефть, адмирал? Ливийские акции и капитал в Италии?
- Ваш вопрос идеологически заангажирован.