Москва – Из-за сохраняющихся разногласий по поводу цены Китай и Россия не смогли достичь финального соглашения по поставкам природного газа через два крупных газопровода, принципиальная договоренность о котором была достигнута два года назад.
До последнего времени были сильны надежды на то, что две страны смогут выработать детали, и самое важное, договориться о цене, которую Китай будет платить за импортируемый природный газ, вовремя, чтобы красиво, под фанфары объявить об этом во время государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию в четверг.
Но начиная с прошлой недели чиновники с обеих сторон начали снижать уровень ожиданий того, что соглашение будет достигнуто вовремя. В четверг вечером переговоры между господином Ху и российским премьер-министром Владимиром Путиным в штаб-квартире ОАО «Газпром» закончились безрезультатно.
Потенциальные ставки высоки. Планируемое строительство двух трубопроводов, которые протянутся от месторождений природного газа в Восточной и Западной Сибири в китайские города, предположительно, обойдется в сто миллиардов долларов, а экспорт газа по ним может составить до 2% от российского валового внутреннего продукта ежегодно, по расчетам Нейла Бевериджа (Neil Beveridge), аналитика в Sanford Bernstein.
«Это будет одна из крупнейших сделок в области энергетики, которые когда-либо заключались», - сказал г-н Беверидж. Разница всего в несколько процентных пунктов в ценах на природный газ, добавляет он, подразумевает на самом деле миллиарды долларов.
Газпром и китайская государственная нефтегазовая компания China National Petroleum Corp. (CNPC) подписали рамочное соглашение в 2009 году, которое подразумевало поставки 70 миллиардов кубометров российского газа в Китай каждый год. Но Газпром хочет, чтобы цены на этот газ были такими же, по которым его газ получают в Европе, в то время как CNPC требует скидки, особенно на газ из Восточной Сибири, который, как считает китайская сторона, пропадет впустую, если не отправится на китайский рынок.
Природа двух компаний, обе из которых имеют статус контролируемых государством титанов в своих странах, возможно, также вносит свой вклад в трудности задачи прийти к компромиссной позиции, говорит г-н Беверидж.
«Это две компании, которые очень привыкли поступать по-своему», - говорит он.
Вопрос цены является особенно чувствительной темой для CNPC, потому что она сталкивается с ценовым контролем государства за природным газом, реализуемым на внутреннем китайском рынке. Компания платит европейского уровня цену за природный газ, импортируемый по трубе из Туркмении, что означает, что она, весьма вероятно, продает его с убытком на внутреннем рынке, считают аналитики.
Сделка остается настоятельно необходимой и привлекательной для обеих сторон, если они смогут преодолеть разногласия относительно цены. Для России подобная сделка предлагает путь для диверсификации, выхода за пределы европейского рынка, а также возможность монетизировать удаленные восточные запасы газа.
Китай, уже являющийся второй по величине экономикой мира, и по-прежнему растущий быстрыми темпами, отчаянно нуждается в стабильных поставках энергоресурсов отовсюду, откуда он только может их обеспечить, и импорт природного газа дает возможность двигаться дальше, сокращая масштабы использования загрязняющего окружающую среду угля. Китайский спрос на природный газ, как ожидается, вырастет с уровня, соответствующего уровню спроса в Германии в 2010 году, до уровня, соответствующего уровню спроса во всем Европейском Союзе, в 2035 году, согласно расчетам Международного энергетического агентства (МЭА).