В своем выступлении Дмитрий Медведев, предположительно, будет много говорить о создании фонда прямых инвестиций объемом в 10 миллиардов долларов и о других мерах, направленных на улучшение российского делового климата. Однако для сотен предпринимателей из России и из-за рубежа, которые будут слушать в пятницу его речь на Санкт-петербургском экономическом форуме, все эти вопросы будет заслонять другая тема.
Бизнесмены будут внимательно вслушиваться в слова г-на Медведева, пытаясь понять, намерен ли он остаться еще на один президентский срок.
У них есть для этого веские основания. Неопределенность в вопросе о том, кто станет следующим президентом страны, ведет к оттоку капитала и замедляет рост инвестиций. Между тем, в преддверии президентских выборов 2012 года нарастает политическое маневрирование. «Это самые ненадежные времена с тех пор, как в 1999 году [президент Борис] Ельцин начал подыскивать себе преемника», - считает бывший заместитель главы Центрального банка Сергей Алексашенко.
Ни г-н Медведев, ни его предшественник премьер-министр Владимир Путин, которого по-прежнему считают верховным лидером России, не исключают, что они будут баллотироваться в президенты. Сейчас они оба активно стараются заигрывать с крупным бизнесом.
Главный экономический советник президента Аркадий Дворкович на этой неделе подчеркнул, что, кто бы ни стал президентом, «преемственность политики» сохранится.
Тем не менее, россияне продолжают стараться угадать, кто будет у власти, а пока голосуют кошельком. С прошлого сентября, несмотря на рекордно высокие нефтяные цены, из страны было выведено уже более 60 миллиардов долларов.
В этой борьбе между двумя крыльями российской элиты - консервативным и сравнительно либеральным - на кону стоит «будущая модель страны», полагает высокопоставленный западный банкир, по-прежнему считающий возможным выдвижение третьего кандидата.
Недавние призывы г-на Медведева провести некоторые либеральные реформы и его попытки демонтировать созданную при г-не Путине систему государственного капитализма находят отклик в деловых кругах. Среди прочего, президент велел убрать правительственных министров из советов директоров государственных компаний и принял ряд других мер по улучшению корпоративного управления.
«Переписывание Гражданского кодекса, запрет досудебного ареста предпринимателей за экономические преступления, снижение социальных налогов – все эти шаги г-на Медведева бизнес поддерживает», - утверждает г-н Юргенс, глава либерального аналитического центра, дающего советы президенту.
Однако готовность г-на Медведева проводить эти реформы на деле по-прежнему вызывает сомнения. «Разумеется, если говорить о взглядах, то Медведев – более подходящая фигура. Однако мы много лет надеялись, что он будет что-то делать, но пока этого не видим», - говорит миллиардер Александр Лебедев, владелец газет Evening Standard и Independent.
Судьба арестованного в 2003 году Михаила Ходорковского, который был самым богатым человеком в России, пока не начал критиковать г-на Путина, продолжает служить предостережением для бизнесменов. В отличие от г-на Лебедева большинство российских магнатов предпочитают не поддерживать в открытую одного из кандидатов больше, чем другого. «Об этом крайне опасно даже думать, тем более говорить. Даже если они говорят на эти темы, то правду ни за что не скажут», - объясняет г-н Алексашенко.
Г-н Путин еще может высказаться за сохранение президентского поста за его протеже. Однако, по мнению бизнесменов и банкиров, если он решит вернуться во главу страны, это, вероятно, будет означать поворот, что власть будет предпочитать стабильность прогрессу.
Сейчас г-н Путин пытается привлечь на свою сторону российскую деловую элиту, создавая «Народный фронт» и подчеркивая свои усилия по улучшению делового климата, такие как создание агентства по поддержке среднего предпринимательства.
Перемены в российском экономическом и политическом климате предоставили ряду российских магнатов широкие возможности.
Миллиардер Михаил Фридман, акционер ТНК-BP, российского совместного предприятия BP, недавно по-видимому, сумел воспользоваться изменившимися обстоятельствами, сорвав попытку BP вступить в альянс с ведущей государственной нефтяной компанией «Роснефть».
Всего год назад это выглядело бы невозможным, потому что совет директоров «Роснефти» возглавлял могущественный вице-премьер Игорь Сечин, создавший себе грозную репутацию живого воплощения путинской системы государственного капитализма.
Однако, убрав министров из советов директоров госкомпаний, г-н Медведев нанес по влиянию г-на Сечина серьезный удар.
Металлургический магнат Олег Дерипаска в свою очередь надеется, что медведевские реформы корпоративного управления дадут ему преимущество в борьбе за «Норильский никель» - крупнейшего в мире производителя никеля.
«В России любые серьезные политические перемены имеют большие последствия, - полагает высокопоставленный западный банкир. – Магнаты видят как риски, так и возможности».
Если учесть, что на ближайшие годы намечена приватизация ряда крупных государственных активов, в том числе «Роснефти», «они не могут не участвовать в этой игре».