Возбуждение уголовного дела против экс-президента Леонида Кучмы вызвало большой резонанс не только в Украине, но и в мире. И это не случайно. В обществе уже и не ждали такого шага, хотя Мирослава Гонгадзе и пострадавшие в этом деле добивались этого долгие годы. У многих возбуждение дела вызывало удивление и в то же время надежду на справедливость. Президент Янукович, комментируя этот факт, сказал: «В правовом государстве нужно наконец дать ответ на то, что уже много лет всем известно».
После первого посещения Генпрокуратуры у Кучмы был откровенно растерянный вид. Появлялось такое ощущение, что гарантии, полученные им от предыдущего президента, перестали действовать, отмечали журналисты.
Но скоро (никто и не сомневался) «свита» главного подозреваемого начала наступление. Во-первых, началась кампания по отбеливанию Кучмы. От заказных писем деятелей культуры в его поддержку в стиле советских времен, призывов пожалеть Кучму, демонстрации отрывка из документального фильма российского кинорежиссера Андрея Кончаловского «Битва за Украину», срежиссированного эфира на «Свободе слова» до активизации кампании по дискредитации свидетелей, чтобы «отвести стрелки» от Леонида Кучмы и дискредитировать главного свидетеля Николая Мельниченко. Цель понятна — изъять пленки из дела. Теперь адвокаты экс-президента Леонида Кучмы пошли еще дальше и просят суд отменить постановление генпрокурора от 1 марта 2005 года о закрытии уголовного дела против Николая Мельниченко.
Недавно с должности начальника Главного управления по расследованию особо важных дел ГПУ освободили Александра Калифицкого. Без особых объяснений для прессы. Вряд ли кто-то серьезно воспринял это знаковое перемещение как «реорганизацию» в Генпрокуратуре. Характерно, что это сенсационное событие прошло при почти полном молчании прессы. И даже самые охочие до комментариев эксперты взяли паузу. Изменился ветер?
Бывший судья Апелляционного суда Киева Юрий Василенко, человек, создавший прецедент на постсоветском пространстве, возбудив уголовное дело против действующего тогда президента Леонида Кучмы, в комментарии «Дню» сказал, что одной из причин такой «реорганизации» в Генпрокуратуре могут быть «высказывания Калифицкого по поводу резонансных дел, которые противоречили руководству ГПУ». «По таким делам, как против Кучмы, Тимошенко или Луценко принимаются политические решения, — считает пострадавший в этом деле журналист, общественный деятель Алексей Подольский, — а потом под эти решения принимаются соответствующие процессуальные решения следователей». Сложилось впечатление, что на этот раз у Алексея поубавилось оптимизма.
Характерный штрих. Тимошенко не пускают в Одессу, а Леонида Кучму, который подозревается в действиях, которые привели к убийству журналиста, а это считается одним из наиболее тяжких преступлений, приглашают всевозможные центры, в частности во Франции, Израиле, где проводятся круглые столы с беседами о «высоком», интеграции, мировой политике, и — чудо: Генпрокуратура дает разрешение на то, чтобы Леонид Кучма посещал эти мероприятия.
Когда дело было только возбуждено, было много опросов, предположений, что это: желание справедливости или манипуляция. Ответ на эти вопросы мы сейчас и получим. И он в большой степени будет зависеть от твердости позиции генпрокурора.